матрицы для ноутбуков

Оглавление

И


ИГУМЕН, настоятель монастыря, обычно третьеклассного. Как правило, избирался братией. И. был в сане иеромонаха и носил посох.

ИЕРЕЙ, в православной церкви священник, лицо, принадлежащее ко 2-й, Питерской степени священства. В И. рукополагали при особом обряде лиц, женатых первым браком, окончивших семинарию. И. был гл. лицом при богослужении; обладая благодатью, мог благословлять мирян и совершать все требы и таинства, кроме мироосвящения и рукоположения в иереи. Овдовевший И. не мог жениться и нередко постригался в монахи.

ИЕРОДИАКОН, монах, рукоположенный в диаконы. В монастырях И. участвовали в богослужении.

ИЕРОМОНАХ, монах, рукоположенный в иереи, священники. Обычно И. был из числа лиц, окончивших семинарию. В монастырях И. совершали богослужения. Были также полковыми и корабельными священниками, т.к. в плавание и поход воен. священник не мог брать с собой жену.

ИЗВОЗ, форма отхожего промысла у крестьян, перевозка грузов на своих лошадях по подрядам либо пассажиров по найму.

ИЗВОЗЧИК, кучер наемного экипажа для перевозки пассажиров либо грузов (см. Ломовик).

ИЗДОЛЬЩИНА, работа по найму в сельском хозяйстве, обычно в земледелии, за долю урожая.

ИКОНА, образ, живописное произведение, символически и в соответствии с особыми канонами изображавшее религиозные сюжеты для совершения перед ним молитв и обрядов. Характерна прежде всего для православия. При создании И. иконописцы обычно пользовались каноническими прорисями сюжетов с краткими комментариями, т.н. лицевыми подлинниками. В 18 -нач. 19 вв. часть иконописцев под влиянием европейского искусства и заказчиков отступала от традиционной изобразительной системы, подчиняясь в основном принципам итальянского позднеренессансного искусства. Такие И. приобретались образованной частью общества или ставились в новых храмах. В то же время громадное большинство населения, прежде всего простонародье, хранило старые "намеленные" И., "родительское благословение", созданные в 17 и даже в 16 вв. Понятия художественной ценности И. еще не существовало и даже отвергалось, а немногочисленные исследователи обращались только к сюжетам И. При обновлении храмов старые почерневшие от времени И. нередко выбрасывались и заменялись новыми, итальянского письма. Только в нач. 20 в., когда были выработаны приемы расчистки И., обнаружилась их художественная ценность и началось собирание И. коллекционерами. Ориентируясь на требования массового рынка, прежде всего крестьянства, мещанства и купечества, а особенно старообрядцев, множество иконописцев писали "подстаринные" И., искусно подделываясь под разные "пошибы", т.е. художественные приемы старых школ иконописания. Массовое производство таких И., к-рым занимались целыми семьями и даже селами, было распространено в малоплодородной Владимирской губ. в селах Холуй, Палех и Мстера, отчего их называли "суздальскими", а иконописцев - "суздальскими богомазами"; с точки зрения образованного общества эти И. были "мазней". Действительно, самые дешевые И., рассчитанные на крестьян, "краснушки" не отличались художественными достоинствами и писались в основном охрой разных тонов и сажей, а позолота имитировалась оловянным порошком, покрытым олифой. Были и др. "подуборные" И.: на тонкой, даже неоструганной дощечке писались только лик и руки, и И. закрывалась штампованным из фольги окладом с рельефными изображениями. В нач. 20 в. появились типографски исполненные И.

Продукция иконописцев продавалась с возов на ярмарках либо поступала в иконные лавки. Применительно к И. не употреблялись слова "продать", "купить", т.к. торговать святыней грех, но только "выменять". Хотя покупатель и продавец торговались иногда безбожно, но непременно с обнаженными головами. В массовом кол-ве покупались "венчальные" И. (парные Спаситель и Богородица), И. для приданого. И. играла важную обрядовую роль в быту: ею благословляли молодых перед венцом, рекрута при отправке на службу, маленькую И. для ношения на шее матери давали сыновьям, отправлявшимся на войну. Иногда для новорожденных заказывали И. с изображением святого (в честь к-рого он был назван) в меру роста младенца; такая И. обычно сопровождала человека всю жизнь и даже после смерти - в храм, на отпевание, а затем находилась там, пока служили сорокоуст по покойнику. Т.к. считалось, что те или иные святые покровительствуют различным занятиям, скоту и пр., их И. вешали в хлевах, на пчельнях, на баржах и судах и др. Существовало массовое поклонение чудотворным "явленным" И., т.е. найденным при чудесных обстоятельствах. Почерневшие старые "намеленные" И. отдавали подновлять иконописцам, а в крайнем случае, если И. уже не была пригодна, "пускали по водам", т.е. клали ликом вверх на поверхность реки.

ИМЕНИЕ, земельное владение помещика. До нач. 18 в. формально различались: вотчина - безусловное наследственное отчуждаемое владение и поместье - временное условное держание, дававшееся царем дворянину на условиях службы и на срок службы. Фактически во 2-й пол. 17 в. поместье также превратилось в наследственное постоянное держание, а указ о единонаследии 1714 формально сравню вотчины и поместья. С тех пор дворянское земельное владение называлось поместьем, И., вотчиной. Как правило, под И. подразумевалась до 1861 земля, населенная крепостными крестьянами, в дальнейшем же — любое земельное некрест. владение, независимо от принадлежности. И. могло быть с усадьбой или без нее; помещик мог проживать в нем постоянно, наезжать время от времени, напр., на лето, или же И. было "заглазным", т.е. помещик в И. не жил, и оно управлялось старостой или управляющим. Обычно, если даже помещик постоянно жил в И., для непосредственного распоряжения работами крепостных с разрешения помещика назначался или избирался самими крестьянами староста. И. включало усадьбу, деревню или неск. деревень с крепостными, крест, поля, выделявшиеся владельцем для обеспечения жизни крестьян, в барщинном И. — барскую запашку, а также сенокосы, выгоны для скота, леса и не удобные для хозяйствования земля. В И. могли быть также водоем (река, пруд, озеро или сажалка), мельница с крупорушкой, рыбные ловли, охотничьи угодья, церковь. Если И. было оброчным, помещичьей запашки в нем не было, и вся полевая земля была в пользовании крестьян; при наличии задатки земля под нее отвадилась отдельно от крест. полей. Сенокосы, особенно луга, нередко были в совместном пользовании помещика и крестьян, а укос делился. Даже при наличии барской запашки крестьяне обычно пользовались правом выпаса скота на барских полях после уборки хлеба, получения дров и строевого материала, сбора ягод и грибов (кроме заповедных лесов), ловли рыбы. Но бывали помещики, к-рые не пускали своих же крестьян в свои угодья или брали с них за это деньги; правда, такая практика обычно вызывала неодобрение соседей. В И., где крепостные были на месячине, у крестьян пахотной земли не было, и им оставлялись только сенокосы либо сено косилось совместно. Помещичьи И. быстро мельчали, дробясь между многочисленными наследниками, обременялись частными долгами и закладывались в казенные кредитные учреждения. После 1861 из состава И. выпали деревни и крест, надельные земли; леса, водоемы, отрезки, барская запашка, если она была, частично сенокосы остались во владении помещиков. Масса помещиков начала быстро разоряться, не имея привычки к самостоятельному ведению хозяйства и не умея приспособиться к новым условиям, значительная часть вела хозяйство по старинке, с помощью отработок. Лишь небольшая часть, преимуществ, в Новороссии и степном Поволжье и Приуралье, где не было традиций крепостнического хозяйства, сумела перестроиться и создать настоящие фабрики по производству товарного хлеба, шерсти, мяса. Огромная масса И. перешла в руки буржуазии или была по частям распродана крестьянам и лесопромышленникам, усадьбы продавались на слом или в лучшем случае превращались в дачи.

ИМЕНИТЫЕ ГРАЖДАНЕ, установленная в 1785 категория городских обывателей. К И. г. относились: служившие по выборам в городских органах и получившие звание степенных; ученые с академич. или университетским аттестатом, художники (живописцы, архитекторы, скульпторы и композиторы) с академич. аттестатом; капиталисты, объявившие капитал от 50 тыс. руб.; банкиры, объявившие капитал от 100 до 200 тыс. руб.; лица, ведущие оптовую торговлю, судовладельцы. В 1807 звание И. г., оставлено лишь ученым и художникам, в 1832, после учреждения сословия почетных граждан, упразднено.

ИМПЕРАТОРСКАЯ ГЛАВНАЯ КВАРТИРА, учреждение при Императоре для принятия его личных приказаний и исполнения спец. поручений. Входила в состав воен. ведомства и состояла из команд. И.г.к., его пом., ген. -адъютантов, ген. - майоров и контр-адмиралов Свиты, флигель-адъютантов, коменданта, штаб-офицера для поручений, лейб-медика, Собственного Е. И. В. конвоя и канцелярии. Чины И.г.к. назначались и увольнялись по личному решению Императора. И.г.к. сопровождала Императора в путешествиях и доходах, заведовала караулами, объявляла повеления Императора всем учреждениям, принимала всеподданнейшие жалобы и прошения и вела делопроизводство. Канцелярия И.г.к. с 1883 именовалась воен.-походной канцелярией.

ИМПЕРАТОРСКАЯ ФАМИЛИЯ, см. Российский Императорский Дом.

ИМПЕРИАЛ, I) зол. монета, чеканившаяся в России с перерывами в 1755—1899; содержала 11,61 г, чистого золота; равнялась 10 руб., с 1838 - 10 руб. 30 коп., в кон. 19 в.- 15 руб.;
2) открытая площадка на крыше конки или дилижанса, с перилами и сиденьями для размещения пассажиров; проезд на И. стоил дешевле, чем внутри вагона; дамам на И. ездить запрещалось.

ИНВАЛИДНЫЕ ДОМА, богоугодные заведения для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств. В России возникли в 1-й пол. 19 в. и содержались преимуществ, на счет Инвалидного капитала или Александровского комитета о раненых, а также на счет опекунских советов и частных лиц. Всего было 12 И. д., а с учетом т.н. инвалидных хуторов для инвалидов Черноморского флота — ок. 40. Наиболее крупными были Николаевская Чесменская воен. богадельня в Петербурге (16 офицеров, 4 фельдфебеля и 456 нижних чинов) и Николаевская Измайловская воен. богадельня в Москве (на то же число офицеров и фельдфебелей и 416 нижних чинов). Разновидностью И. д. являлись караульные домики для инвалидов, к-рые несли караул при памятниках воинской славы на Бородинском поле, в г. Красный Смоленской губ., в деревне Клястицы Витебской губ., на Куликовом поле и др.

ИНОВЕРЦЫ, лица, принадлежавшие к одному из дозволенных в России нехристианских вероисповеданий (иудеи, мусульмане, буддисты и др.). Часто в быту И. назывались и неправославные христиане: католики и протестанты.

ИНОГОРОДНИЕ, жители казачьих областей, обычно крестьяне, не принадлежавшие к казачьему сословию и не пользовавшиеся правами казаков (особенно правом владения казачьими землями). Являлись арендаторами свободных войсковых земель.

ИНОРОДЦЫ, в широком смысле — все рос. подданные неславяне. С юридич. точки зрения понятие И. было более узким, включая нерусское население Сибири (кроме чукчей), калмыков, ногайцев, казахов, горские племена Кавказа и нек-рые др. В соответствии с Уровнем гос. развития И. имели особое положение: одни имели лишь нек-рые привилегии в уплате податей и отбывании воинской повинности, в отношении др. пр-во осуществляло контроль за самоуправлением и ограничивалось сбором ясака или кибиточной подати.

ИПОДИАКОН, церковнослужитель, помогающий при богослужении архиерею. Облачался в стихарь и орарь, надетый накрест через грудь и спину и по талии. Иподиаконство — ступень к принятию сана диакона.

ИПОТЕКА, форма кредита, залог недвижимости (земли, строений) для получения долгосрочной ссуды. После внесения договора в ипотечную книгу кредитор получал право на имущество должника при неисполнении им обязанностей, в чьем бы владении оно затем не оказалось.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ, приказ суда об исполнении судебного решения по гражд. иску.

ИСПОЛЬЩИНА, работа по найму за половину прибыли, урожая либо форма аренды земли (обычно у помещиков во 2-й пол. 19 в., когда арендная плата вносилась половиной урожая).

ИСПРАВНИК, капитан-исправник, с 1775 глава нижнего земского суда - уездного полицейского учреждения. Исполнял распоряжения вышестоящих властей, решения судов, проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям, следил за уплатой податей и исполнением натуральных повинностей, наблюдал за порядком на рынках, состоянием дорог, противопожарными и противоэпидемическими мерами и др. В подчинении И. состояли 2—3 заседателя от сословий и выборные крестьяне: сотские и десятские. Избирался уездным дворянским собранием на 4 года, из дворян, преимуществ, из отставных обер-офицеров. С 1862 возглавлял уездное полицейское управление и назначался губернатором. И. с заседателями фактически представлял всю уездную полицию на огромной территории, иногда с многочисленным населением, что при широком круге его обязанностей делало должность трудной. В то же время у себя в уезде он был "царь и бог" и мог получать с населения огромные неправедные доходы.




Искать в энциклопедии:    


TopList

Оформление (C) Арнольд