Оформляем металлические буквы - в Воронеже

Оглавление

Т


ТАБАК, продукт потребления. В основном употреблялись курительный и нюхательный Т. разных сортов; жевание Т., популярное в Европе, в России не привилось. В 18 в. курили исключительно трубки, в 19 в. в употребление вошли сигары разных сортов, привозившиеся с Кубы, из Манилы и др. В 1830 — 1840-х гг. в социальных верхах начали курить сигаретки, пахитоски и папиросы, а к кон. 19 в. папиросы, известные с 1844, начали вытеснять курение трубки. Сигаретками или сигаретами называли тонкие сигары, спрессованные так, что в сечении они были квадратными; они производились из ломаного американского Т., закрученного в целые табачные листы. Пахитоски делались из мелкого резаного Т., завернутого в маисовые (кукурузные) листья, причем пахитоски часто курили и женщины из общества, гл. образом из кругов интеллигенции. Папиросы употреблялись как готовые, фабричного производства, так и собственной набивки, предпочитавшиеся любителями и небогатыми людьми и изготовлявшиеся с помощью спец. машинки из покупных гильз и Т. Искусственная ароматизация Т. для курения, популярная в Европе, в России не привилась; для повышения качества Т. к его низким сортам, преимуществ, местного происхождения, примешивались высокие сорта привозного Т. Вообще широко распространен был крепкий Т., так что и обеспеченные люди часто курили "жуков Т." — крепкий дешевый Т. фабрики Жукова в Москве.

Нюхательный Т. употреблялся чрезвычайно широко во всех слоях населения, как мужчинами, так и женщинами, особенно в пожилом возрасте: считалось, что нюханье Т. благотворно влияет на здоровье. Любители пользовались преимуществ. нюхательным Т. собственного изготовления, растирая его в горшках, либо заказывали его известным в данной местности лицам; часто терли Т. на заказ или на продажу полицейские будочники, имевшие для этого досуг. В нюхательный Т. для большего эффекта нередко подмешивали золу и даже растертое в пыль стекло; для запаха в табакерки клали цветы фиалок, резеды, лепестки роз. Светские люди брали из табакерки понюшку Т. пальцами, в низших слоях нередко нюхали с ногтя большого пальца и даже с тыльной стороны руки.

В допетровский период курение Т. то допускалось, то строго запрещалось, со времен Петра I оно даже поощрялось как средство европеизации, и трубки стали подавать в кружалах - питейных домах, на ассамблеях, в гостях. Но среди старообрядчества курение отвергалось: "табашник", как и "бритоус", "скобленое рыло", было распространенным ругательством в адрес "еретиков". Однако и властями до сер. 19 в. курение на улицах запрещалось и даже преследовалось полицией. Угощение Т. было актом вежливости. Знакомым и друзьям, в т.ч. при первом знакомстве, непременно подносили табакерку с нюхательным Т. Светские люди для гостей держали дома несколько трубок со сменными мундштуками из янтаря или просто гусиных перьев, к-рые, уже раскуренными, подавались прислугой. Это было связано с привычкой в обществе курить трубки с очень длинными чубуками, так что сидя в кресле можно было даже ставить трубку на пол между ног. В эпоху романтизма в нач. 19 в. иногда курили вост. кальяны. Короткие трубки обычно курили люди из простонародья, военные, моряки, т.к. их удобно было носить в кармане. Хранили трубочный Т. в довольно больших кисетах — сафьяновых либо вышитых бисером, женским волосом. При дамах трубку не курили, но курение сигар, сигареток и пахитос допускалось. В светских домах нередко были спец. курительные комнаты, где нек-рое кол-во трубок с длинными чубуками стояли в спец. стойках. Были курительные комнаты также в клубах, чтобы не беспокоить дымом некурящих, особенно сановных и пожилых людей. По требованию клиентов трубки подавались также в кофейнях.

В 1697 ввоз и свободная продажа Т. были разрешены при уплате пошлины. В дальнейшем быстро росло производство отечественного Т. на Кавказе, Украине, в Крыму, Бессарабии, в юж. и центр, губерниях. Производство отечественного Т. и торговля им долго были свободными, но в 1838 был введен акциз. Вообще в разные периоды производство и торговля Т. то производились свободно и повсеместно, то с уплатой акциза; то разрешалось неограниченное производство Т. для себя, то запрещалось домашнее изготовление табачных изделий; несколько раз запрещалась и разрешалась вновь торговля Т. вразнос и раскурочно, особенно в питейных заведениях. Это было связано с тем, что торговля Т. составляла, наравне с торговлей вином, важную доходную статью в бюджете. В 1899 в России было более 460 фабрик, 212 тыс. табачных лавок, св. 104 тыс. мест раскурочной торговли Т. и ок. 7 тыс. разносчиков.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, принят в 1722 для регламентации гос. службы. Т. о р. включала 14 рангов или классов, вне к-рых находились канцелярские служители разных категорий, унтер-офицеры армии и флота, имевшие не чины, а звания, и придворные служители. Первонач. в Т. о р. числились не чины, а должности, так что была установлена их соподчиненность; однако изначально в нее попали и нек-рые чины. Постепенно, в ходе многочисленных перемен, происходивших до нач. 20 в. включительно, прежние должности регистраторов, секретарей, асессоров, советников разных учреждений превратились в чины. Перемены в Т. о р. заключались в упразднении нек-рых чинов (бригадира, капитан-командора и др.), переименовании их (напр., ген.-поручика в ген.-лейтенанты), перемещении из класса в класс, группировке. Чины в Т. о р. делились на гражд., воен., воен.-мор. и придворные.

ТАИНСТВО, священнодействие, в к-ром видимым образом верующим передается невидимая благодать Божия. Признаки Т.: богоучреждённость, невидимая благодать и видимый образ свершения. В каждом Т. верующим сообщается определенный дар благодати, напр., в Т. крещения — благодать очищения от грехов и возрождения человека, в Т. елеосвящения — благодать очищения от недугов, и др. Т. отличаются от обрядов, имеющих не божественное, а церковное происхождение и обращенных на внешнюю жизнь и деятельность человека. В православной церкви признается семь Т.: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Все семь Т. совершаются архиереями, священниками же — все, кроме священства (рукоположения); диакон лишь помогает при совершении Т., ибо не обладает благодатью.

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, гражд. чин 4-го, до 1724 — 3-го класса Табели о рангах. Титуловался "Ваше превосходительство".

ТЕАТР, популярное во всех слоях общества развлечение. Зародился в России во 2-й пол. 19 в. при дворе царя Алексея Михайловича, в Славяно-греко-латинской академии и в домах бояр Матвеева, Милославского, Одоевского, В. Голицына. Петр I обратил придворный Т. в общедоступный, переведя его в "комедийную хоромину" на Красную площадь. После смерти Петра I и его сестры Натальи Алексеевны, покровительствовавшей Т., он пришел в упадок, и даже дворцовые спектакли были редким явлением. При Императрице Анне Иоанновне возобновились придворные спектакли с пьесами преимуществ, грубо-комического содержания. Выписывались также итальянская опера и немецкая труппа. Для Т. было приспособлено помещение в Зимнем дворце. В придворных спектаклях принимала участие вся придворная знать, а также кадеты шляхетского корпуса. Активизировалась деятельность Т. при Елизавете Петровне. Кроме иностранных трупп, в 1749 возник русский Т. при шляхетском корпусе в Ярославле, в 1752 вытребованный в Петербург. Во 2-й пол. 18 в. придворных трупп было 3: итальянская оперная, балетная и рус. драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 была образована французская драматическая труппа. В 1766 был издан штат Т. и определены ассигнования на него. С 1783 стали даваться платные спектакли для публики в гор. Т., затем была отменена казенная театральная монополия и введена свобода предпринимательства в области зрелищ и увеселений. В Москве Т. появился в 1757 с приездом итальянской оперы Локателли, а в 1759 открылся публичный рус. Т., просуществовавший недолго. В 1776 князь Урусов получил 10-летнюю монополию на содержание Т., переданную им Медоксу, к-рый выстроил огромное каменное здание Т. на ул. Петровка; этот Т. получил назв. "Петровского" и сгорел в 1805. Затем в Москве был открыт Имп. Т. Кроме постоянных профессиональных придворных трупп при Дворе, были довольно часты любительские спектакли в Эрмитажном Т., причем в них зачастую выступали любители из высшего общества, а также пажи, кадеты и воспитанницы Смольного института. Женские роли с 1757 стали исполнять женщины.

В 18 в. продолжали существование и домашние Т. вельмож: во 2-й пол. века славились Т. Румянцева, Волконского, а у графа Шереметева было 4 Т. — в Петербурге, Москве и под Москвой в имениях Останкино и Кусково. В 1790-х гг. в Москве было около 15 частных Т. с 160 актерами и 226 музыкантами и певчими. При этих Т. были оркестры, оперные и балетные труппы. Были помещичьи Т. и в провинции: графов Волкенштейн близ Суджи Курской губернии, Сумарокова в Тарусском уезде Калужской губернии, князя Юсупова в селе Архангельском под Москвой, князя Щербатова при селе Утешение Тульской губернии и др. Из провинциальных Т. постоянные были созданы в Харькове (1789), Воронеже (1787), Тамбове (1786), Нижнем Новгороде (1798), Твери (1787).

Ведущую роль в театральном деле играли Имп. Т. Начало их системе было положено в 1756. В состав придворного Т. вошли рус. драматическая труппа, балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. До 1766 управление Т. принадлежало Придворной конторе, затем была учреждена дирекция всех придворных Т., в 1783 - 1786 и 1812 - 1829 существовал Комитет над зрелищами и музыкой. После этого московские и петербургские Имп. Т. состояли в Мин-ве Имп. Двора под общим ведением директора Имп. Т. Хозяйство каждого Т. возлагалось на полицеймейстеров в офицерских чинах, регулярно ведших дневники с фиксацией всех событий, вплоть до репетиций. Принадлежность значительной части актеров и актрис к числу крепостных (даже Имп. труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) способствовала приниженному положению актеров. В Имп. Т. актеры подчинялись жесткой дисциплине с системой наказаний вплоть до ареста на гауптвахте; жалованье часто задерживалось. Незавидным было положение учащихся театральных училищ, но положение крепостных актеров не шло ни в какое сравнение. Частные Т. обычно были плохо устроены и влачили жалкое существование, а актеры, особенно бродячих трупп, жили немногим лучше нищих.

К нач. 20 в. в Петербурге было 12 Т. (в т.ч. 3 Имп. Т.), в Москве 11 (в т.ч. 3 Имп. Т.), в Варшаве 4 правительственных Т., в прочих городах, в т.ч. и в нек-рых уездных, по одному, редко по 2 (в Баку, Бердянске, Вильне, Витебске, Житомире, Казани, Козлове, Кременчуге, Курске, Люблине, Минске, Оренбурге, Полоцке, Саратове, Симбирске, Сызрани, Тамбове, Таганроге, Томске, Харькове, Царицыне, Ярославле), еще реже по 3 (в Екатеринославе, Киеве, Смоленске, Уфе) или по 4 (в Барнауле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Одессе).

Во 2-й пол. 19 в. в нек-рых городах для частных Т. и бродячих трупп строились спец. здания, сдававшиеся в аренду, обычно же использовались случайно приспособленные помещения.

Наряду с серьезной отечественной и иностранной оперой, балетом и драмой процветали водевиль, опера-буфф и, преимуществ, со 2-й пол. 19 в., оперетта; в антрактах или после окончания серьезных спектаклей ставились легкие дивертисменты для развлечения зрителей. Спектакли сначала начинались довольно рано, в 5, 6, затем в 7 часов, во 2-й пол. 18 в. — в 8, а в 19 в. — в 9 час. вечера и заканчивались очень поздно. Общепринято было приезжать на спектакль после его начала; любители приезжали даже к началу к.-л. популярного места в пьесе или к арии и уезжали после их окончания. Люди знатные и богатые абонировали на весь сезон ложи, куда во время спектакля приходили знакомые, занимались сплетнями, обсуждением туалетов и пр. Почетными считались первые кресла в партере, сначала стоявшие отдельно, не связанные в ряду; в задней части партера публика стояла. Стоячими были дешевые места на "галерке", где собирались студенчество и "серая публика", для студентов было принято выделять нек-рое количество бесплатных билетов. Для аристократической молодежи особым шиком было не только входить в зал во время действия, но иным образом демонстрировать свое пренебрежение общепринятыми правилами: лорнировать дам в ложах, громко обсуждать игру и даже шикать, что было строго запрещено, и за шиканье актрисе, пользовавшейся покровительством высокопоставленного лица, можно было попасть под арест. Не одобрялись в Имп. Т. и аплодисменты, как не допускалась в прессе критика неудачных спектаклей или актерской игры. В антрактах у завсегдатаев или поклонников актрис и балерин в обычае было ходить за кулисы и в артистические уборные; любители даже смотрели спектакль нередко из-за кулис. Прислуга в Т. не допускалась, и лакеи с шубами хозяев дремали в передней Т., а кучера ждали у экипажей, греясь около специально разводившихся полицией костров. Театральный разъезд совершался в определенном порядке, по мере вызова полицией экипажей знатных зрителей.

В присутствии в Имп. ложе Августейших особ оркестр играл "Боже, Царя храни", публика вставала, оборотясь к ложе, а вся труппа кланялась со сцены. Характерным явлением были бенефисы — спектакли, назначенные в пользу к.-л. из актеров, напр., по поводу юбилея; сам бенефициант выбирал спектакль, где он выглядел наиболее выигрышно, сбор со спектакля поступал в его пользу, поклонники подносили ему букеты, венки и ценные подарки. В 18 — нач. 19 в. было принято вызванному публикой знаменитому актеру бросать на сцену кошельки с деньгами. После спектакля аристократическая публика обычно отправлялась ужинать.

Особым зрелищем был нар. Т., отличавшийся от элитарного архаическими "бродячими" сюжетами и гротескной сверхусловной манерой игры. Прежде всего нужно отметить "нар. драмы" "Лодка" и "Царь Максимилиан" или "Максемельян". Игрались они по всей России не профессионалами, а крестьянами, бурлаками в ватагах, артельными рабочими "для себя", в весьма условных костюмах и без всякого сценического оформления. Тексты этих драм характеризовались множеством вариантов, но все они строились по законам "раёшника", с простейшей рифмовкой и бесконечным грубым ёрничеством. Профессиональными были представления в балаганах и вертепах, а также представления кукольного театра марионеток "Петрушка". Небольшая группа кукловодов (2—3 чел.) в местах нар. гуляний, на ярмарках или просто во дворах доходных домов устанавливала ширмы, над к-рыми гротескно исполненный набор кукол (Петрушка, Арап, Полицейский, Лев, Черт) разыгрывал незамысловатый сатирический спектакль, собирая массу "серой публики", затем бросавшей кукловодам мелочь.

ТЕЗОИМЕНИТСТВО, именины, день ангела лиц высш. положения, особенно Августейших особ. Т. Императора, Императрицы и Наследника престола были т.н. табельными, праздничными или царскими днями.

ТЕЛЕГА, конская грузовая четырехколесная безрессорная одноконная повозка с плоской деревянной платформой для груза.

ТЕМЛЯК, 1) повязывавшаяся на эфес холодного оружия петля, обычно обернутая вокруг эфеса. У нижних чинов Т. был кожаный, у офицеровсер. галуна, в нек-рых случаях из лент орденов св. Анны или св. Георгия. В боевой обстановке Т. распускался и надевался на запястье руки, чтобы выпущенное оружие не упало на землю. В воен.-учеб. заведениях Т. служил наградой лучшим учащимся вместе со званием портупеи-прапорщика или эстандарт-юнкера. В войсках офицерский Т. давался также подпрапорщикам;
2) кожаная широкая петля на древке пики, в походе надевавшаяся на плечо всадника и освобождавшая его руку, а в боевом положении служившая дополнительным упором при ударе пикой.

ТЕСАК, рубяще-колющее клинковое холодное оружие с коротким прямым или слегка изогнутым обоюдоострым или однолезвийным клинком. У нек-рых образцов Т. на обухе клинка нарезались зубья пилы. С нач. 18 в. Т. состоял на вооружении солдат пеших войск, сначала как "полусабля с тесачным клинком" — слегка искривленным, однолезвийным, длиной до 70 см, шириной ок. 3,5 см, с медным литым эфесом с чашкой и дужкой гарды. Имелось неск. модификаций Т., в т.ч. армейский и гвардейский. Саперный Т. был шириной до 8,5 см, с зубьями пилы, с эфесом из одной рукояти (т.н. фашинный нож). В 1834 был введен единый тип Т., измененный в 1848: с прямым клинком длиной 43 см, шириной 4,0 см, обоюдоострый, с медным литым эфесом с перекрестьем; на ножнах с крючком для портупеи были кольца для штыковых ножен. Т. носили в плечевой портупее с лопастью, сдвигая немного за спину; до 1834 в лопасти было гнездо для штыковых ножен. В 1880 Т. был оставлен только музыкантам и барабанщикам для ношения в строю и вне строя и солдатам гвардии в мирное время для выхода без ружья. До 1862 Т. вооружались также нижние чины полиции.

ТИТУЛОВАНИЕ, обращение по установленной форме к лицам, имевшим чин, дворянское достоинство, дворянский титул, духовный сан.

ТИТУЛЯРНЫЙ КАМЕРГЕР, первонач. придворный чин 9-го класса Табели о рангах, с 1809 — поч. придворное звание, не дававшее права на чин и жаловавшееся крайне редко.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК, гражд. чин 9-го класса Табели о рангах. Сравнительно невысокий чин; с 1845 был первым чином, дававшим право на личное дворянство.

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, особо жестокое телесное наказание в 18 — 1-й пол. 19 вв. К Т. к. присуждались за тяжкие преступления. Представляла собой избиение кнутом либо плетью в публичном месте. Преступника предварительно под барабанный бой везли через город на особой повозке - стоящим, с надетой на шею доской, где обозначался род преступления; затем его выставляли на площади у позорного столба, после чего следовало наказание. Т. к. была отменена в 1863.

ТОРГОВЫЕ БАНИ, общественные бани, где еще в 18 в. совместно мылись мужчины и женщины; здесь же цирюльники обслуживали желающих, в т.ч. производили мелкие хирургич. операции. "Порядочные", т.е. зажиточные люди в Т. б. не ходили.

ТОРГОВЫЙ ДОМ, торг. товарищество, признававшее взаимную зависимость членов и круговую ответственность. Участники Т. д. занимались торговлей под общим фирменным знаком и по обязательствам отвечали всем своим имуществом как совокупные должники. В названии Т. д. указывались имена одного или неск. товарищей с указанием на участие и др. лиц ("и К0"). Т. д. возникали в результате создания складочного капитала, составлявшего собственность каждого товарища, но ни один из членов Т. д. до прекращения его деятельности не имел права распоряжаться своей долей. Личные кредиторы каждого из товарищей не имели права на взыскание с имущества Т. д., пока не следовал выдел товарища или не наступала ликвидация дел Т. д. Управление делами предоставлялось общему совету, но каждый из товарищей имел право вето. Товарищи одного Т. д. не имели права участия в другом Т. д.

ТОРШЕР, высокий напольный подсвечник, канделябр на высокой ножке.

ТРАКТ, грунтовая широкая дорога между городами для почтовых перевозок. Т. устанавливался верстовыми столбами, окапывался канавами, нередко вдоль них обсаживался деревьями.

ТРАКТИР, торговое заведение, нередко с гостиницей. В Т. клиенты получали пищу (закуски, завтраки, обеды и ужины), спиртные и прохладительные напитки, чай. Т. отличались от ресторанов рус. кухней и обслуживающим персоналом — половыми, а также более патриархальной обстановкой; напр., нередко хозяева даже очень богатых и знаменитых Т. сами встречали гостей в зале. В общем зале для развлечения гостей обычно была машина" — механический орган. Особенно характерны Т. были для Москвы - Тестова, Бубнова, Гурьева и др., славившиеся своими кулебяками, расстегаями, чаем, квасом, рыбным столом, ухой, поросятами и др. Много было спец. Т.: извозчичьих (с запасом фуража, колодами, дешевой закуской), артистич., охотничьих, куда можно было приходить с собаками, а в зале висели клетки с певчими птицами, и др. Купечество в Т. за "парой чая' обычно заключало сделки, встречалось с клиентами и нужными людьми, а обмывало сделки в ресторанах.

ТРАТТА, переводной вексель, письменный приказ кредитора заемщику об уплате им определенной суммы третьему лицу или предъявителю.

ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ, неофициальное назв. наемных служащих земствврачей, учителей и др., в отличие от гласных и членов земских управ.

ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ, см. Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

ТРЕУГОЛКА, фетровая шляпа с отогнутыми вверх полями, к-рые первонач. пристегивались на пуговицы к тулье, затем сшивались. Носили дворяне, чиновники, военные с европейским платьем нач. 18 в. Форма Т. в 18 в. не раз менялась, пока во 2-й пол. 18 в. она не превратилась фактич. в двууголку, т.к. отворачивались только переднее и заднее поля. При форменной одежде Т. носилась "с поля" — плоской стороной вперед, либо "с угла". В соответствии с чином Т. обшивалась зол. галуном или белым басоном, у офицеров был плюмаж из белых перьев с красными перышками. В 1741 в углах офицерских, а в 1760 и солдатских Т. появились плоские цветные (у офицеров галунные) кисти, с 1756 вверху крепился султан либо небольшая стоячая кисть, по родам войск. Гос. служащие и военные с 1730 на левом поле носили бант-кокарду — белую с 1762, а с 1796 черную с оранжевыми полосами, с нач. 19 в. — в виде большой матерчатой розетки с концентрич. черной, зол. и белой полосками, пуговицей в центре и плоской или витой галунной петлицей. В нач. 19 в. у солдат, с 1826 у обер-офицеров Т. была заменена кивером, с 1833 оставлена только генералам, чиновникам и придворным, а также мор. офицерам для парадной формы.

ТРОЙКА, вид рус. упряжки в 3 лошади (коренник и две пристяжных}. Лошади располагались в один ряд, без "выноса". Коренник обычно тел рысью, для чего подбирался из рысистых лошадей, а пристяжные — галопом. Коренник выбирался из хорошо обученных работящих лошадей, обычно был постарше, пристяжные — более молодые. Коренник запрягался в оглобли с дугой, пристяжные — в постромки с шорками.

ТРОСТЬ, непременная принадлежность светского муж. костюма. В 18 — 1-й пол. 19 вв. Т. была обычно массивная, красного либо черного дерева, с набалдашником сер., золоченым либо слоновой кости; во 2-й пол. 19 в. — чаще легкая, тростниковая либо бамбуковая, иногда с загнутой рукоятью. В 18 — нач. 19 в. Т. была также частью снаряжения пех. капралов. Пристегивалась петлей за вторую пуговицу мундира слева. В прихожих жилых домов для Т. и зонтов были сделаны спец. стойки.

ТРОТУАР, мощёная дорожка вдоль улицы для пешеходов. Как и мостовые, Т. в большинстве провинциальных городов, особенно уездных, кроме центр. улиц, отсутствовали; даже в столицах в нач. 20 в. многие окраинные улицы были немощеные и без Т. На тихих малоезжих улицах, густо поросших травой, пешеходы шли прямо по грунтовой проезжей части или тропинками. Т. в виде мостков встречались все же намного чаще, чем мостовые. На поперечные отрезки бревен, равные по ширине Т. и лежавшие через определенные промежутки, чтобы мостки не прогибались, настилались и пришивались большими гвоздями толстые широкие доски, как полы в доме. Под такими Т. для стока воды и жидкой грязи были отрыты канавы, на гл. улицах даже облицованные досками, чтобы их стенки не оплывали. Гладкие и слегка пружинящие под ногой, такие Т. по мере изгнивания досок становились опасными, особенно в темное время суток или для нетрезвого или неосмотрительного пешехода: Т. оседал, становился неровным, гвозди проходили сквозь полусгнившее дерево, и легко было запнуться или даже провалиться в канаву под Т. либо получить удар концом доски, приподнявшейся под тяжестью другого пешехода. Впрочем, ремонт или полная замена таких Т. не представляли затруднений при рачительной гор. администрации. В крупных, особенно столичных городах Т. мостились в 3 - 4 ряда широкими плитами песчаника или даже гранита на песчаной подушке. Т. из песчаника сравнительно быстро истирались и становились неровными. Богатые домовладельцы вдоль своих домов в столицах мостили Т. клинкером, а в начале 20 в. даже и асфальтировали; в асфальт иногда вделывали медные пластины с гравированными фамилиями владельцев или фирм, которым принадлежали строения. Мощеные камнем, клинкером или асфальтом Т. слегка возвышались над мостовой, спускаясь к ней пологим откосом, выложенным мелким камнем. На перекрестках продолжение Т. через улицу также обычно мостилось досками, плитами, клинкером, асфальтом вровень с мостовой. Вдоль Т. ставились гранитные тумбы. чтобы экипажи не заезжали на Т., а у въездов под арки ворот также ставились гранитные или чугунные тумбы, чтобы экипажи не цеплялись ступицами колес за углы домов и не сбивали штукатурку; во время иллюминации на эти тумбы ставились зажженные плошки.

ТЯГЛО, в рус. деревне - податная единица, состоявшая из семейной пары, на к-рую выделялся земельный надел.




Искать в энциклопедии:    


TopList

Оформление (C) Арнольд