https://pc-service.kz/shop/remont-noutbukov

Оглавление

Б


БАНК, 1) учреждение, накапливающее денежные средства, представляющее кредит, осуществляющее учет векселей, выпуск денег и ценных бумаг и т.п. В 1733 ввиду недостатка кредитов были открыты ссуды из монетной конторы из 8% под залог драгоценностей, но эта деятельность была незначительна и скоро прекратилась. В 1754 были учреждены Дворянские заемные Б. в Москве и Петербурге и Купеческий Б. в Петербурге. Дворянский Б. выдавал ссуды в размере 500—1000 руб. из 6% годовых под залог драгоценностей и деревень, из расчета по 20 руб. на душу муж. пола, а также каменных домов. С 1770 принимались вклады частных лиц с выплатой процентов. Ввиду расстройства дел из-за неплатежа долгов в 1786 Дворянские Б. были закрыты. Купеческий Б. выдавал ссуды рус. Купцам, торговавшим при Петербургском порте, под залог товаров и при поручительстве; с 1764 была разрешена выдача ссуд без залога, под поручительство магистратов и ратуш. По этому образцу был открыт Купеческий Б. в Астрахани, закрыт в 1782. В 1769 были учреждены ассигнационные Б., которые с 1771 принимали вклады от частных лиц под 5% и выдавали их в ссуды по 10—25 тыс. руб. Эти Б. имели конторы в ряде губернских и даже уездных городов. В 1786 ассигнационные Б. объединены в единый Гос. ассигнационный Б. с правом учета векселей, прекратил существование в 1843.

Для содействия малому, особенно провинциальному кредиту, в 1772 в ведении опекунских советов были открыты ссудные и сохранные казны, а в 1775 в губерниях учреждены гор. приказы общественного призрения. Однако они не удовлетворяли возросших потребностей в кредите, и в 1786 был открыт Гос. заемный Б. Он выдавал ссуды под залог имений из расчета 40 руб. за душу муж. пола, фабричных заведений, каменных домов, дворянству на 20 лет из 8% годовых, городам на 22 года из 7%. При неуплате срочных платежей залог брался в опеку. В 1797 был устроен также Вспомогательный Б. для дворянства, выдававший ссуды банковскими билетами под залог имений в размере 40—75 руб. за душу, с погашением билетов в 25 лет по 5% в год. Билеты принимались казной и частными лицами по нарицательному курсу. В 1802 Вспомогательный Б. был присоединен к заемному. В 1817 взамен учетных контор при ассигнационном Б. был открыт Гос. коммерческий Б. для приема вкладов, учета векселей и выдачи ссуд под залог товаров. В ряде городов открылись его конторы. В 1842 были открыты сберегательные кассы.

В 1860 был создан Гос. Б., кроме ликвидации гос. долга и выпуска денег (эмиссии) занимавшийся организацией выкупной операции по Крестьянской реформе 1861, учетом векселей и иных ценных бумаг, приемом вкладов и т.д. Ссуды выдавались под залог ценностей и товаров на 1—6 мес. В 1882 открыт Крестьянский поземельный Б. для облегчения крестьянам покупки земли под залог купчих на землю из 7,5% — 8,5%. В 1885 открыт Гос. дворянский земельный Б. для выдачи ссуд помещикам под залог имений из 4,5% годовых. Кроме того, при поддержке Гос. Б. быстро выросла сеть гор. общественных Б., сословных Б., акционерных земельных Б., акционерных коммерческих Б. и т.п.

2) в азартных карточных играх — поставленные на кон деньги; держать Б. — ставить деньги на кон против всех игроков;

3) азартная карточная игра, в которой банкомет держит Б. против всех партнеров. Кол-во игроков не определено, правила просты и рассчитаны просто на случайно выпавшую карту. ставил карту, банкомет метал карты из другой колоды направо и налево. Если поставленная партнером карта выпадала налево от банкомета, партнер выигрывал. После каждой талии старые колоды выбрасывались и распечатывались новые, поэтому после длительной игры ломберный стол был окружен разбросанными картами.

БАНКОВЫЙ БИЛЕТ, ценная бумага, удостоверение, выданное банком вкладчику о приеме от него на хранение денег под проценты; Б. б. были именные и безыменные. 5-процентные Б. б. с 25-летним сроком погашения впервые были выданы в 1797 Вспомогательным банком для дворянства. В 1859 была объявлена подписка на 4-процентные непрерывно доходные Б. б., после чего начались периодич. выдачи Б. б. гос., акционерными и частными кредитными учреждениями доходностью 3,5—5,5 процентов от 100 и выше руб.

БАНКРОТСТВО, платежная несостоятельность лиц, ведших торговлю; лица, не занимавшиеся торговлей, назывались несостоятельными должниками. При этом несостоятельность д.б. происходить по вине должника, от его неосторожности, без умысла или подлога (т.н. неосторожное Б.) либо по злому умыслу, во избежание платежа долгов — для чего или имущество передавалось другим лицам, или подставлялись ложные заимодавцы (злостное Б.). Б. отличалось также от несчастной торговой несостоятельности, проистекавшей от несчастных случаев. За неосторожное Б. следовало заключение в тюрьму на срок от 8 мес. до 1 года 4 мес., по усмотрению заимодавцев; злостные банкроты подвергались лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь на поселение.

БАРОН, дворянский титул, в России жаловался по усмотрению Императора. Единственный титул, дававшийся представителям купечества, в т.ч. евреям. Давал право на титул "Ваше благородие и герб с короной в виде невысокого венца, трижды перевитого нитями жемчуга; Б. западноевропейского и прибалтийского происхождения имели корону с 12 зубцами, украшенными жемчугами.

БАРХАТНЫЕ КНИГИ, 1) 6-я часть дворянских родословных книг, куда вносилось т.н. столбовое дворянство, т.е. роды, получившие дворянское достоинство до уничтожения местничества в 1682; при сожжении столбцов Разрядного приказа, содержавших роспись службы родов, все занесенные в них роды были записаны в книгу 9 бархатном переплете;
2) книга знатнейших купеческих родов, начатая в 1807 для увековечения в потомстве памяти родов первостатейного или первогильдейского купечества. Внесение, совершалось при выборах в гор. думу, не чаще раза в, 2 трехлетия, при свидетелях из знатных дворян и виднейшего купечества. Состояла из двух частей: в 1-ю вносились купеч. роды, представители к-рых в третьем колене доказали, что их деды и отцы были купцами 1-й гильдии; во 2-ю часть — боковые колена этих родов. Вносились только лица христианского вероисповедания.

БАРЩИНА, форма феодальной повинности крестьянства. Включала полевые и др. хоз. работы (рубка леса, перевозка грузов и др.) на помещика. Иногда Б. в ограниченном размере сочеталась с уплатой оброка (смешанная повинность). Распространена была преимуществ, в черноземных губ. с развитым земледелием. В 18 в. в отдельных хоз-вах достигала в страду б дней в неделю. С 17% формально была ограничена 3 днями, но фактически помещики обходили не четко сформулированный указ, напр., увеличивали кол-во барщинных дней в страду, компенсируя их зимой. Производительность труда на Б. была примерно в полтора раза ниже, чем на крестьянских полях. После отмены крепостного права в 1861 Б. временнообязанных крестьян была резко сокращена и строго регламентирована, могла заменяться по требованию крестьян оброком, что быстро привело к ее исчезновению.

БАСОН, узкая тканая полоса из хлопчатобумажных или шерстяных нитей для украшения одежды. Использовался как нашивки на погонах унтер-офицеров.

БАТАРЕЯ, огневое и тактическое подразделение в артиллерии. Состояла из 2-3 взводов или, в зависимости от калибра, 2-8 орудий. В корабельной артиллерии была объединена местом расположения, калибром и средствами управления (напр., кормовая или носовая Б. противоминных орудий на броненосных кораблях).

БЕЛОГО ОРЛА ОРДЕН, один из, высш. рос. орденов. Учрежден в Польше в 1705, вошел в состав рос. орденов в 1831. Имел одну ст. Знаки Б. 6. о.: крест, лента и звезда. Крест зол. четырехконечный, залитый красной эмалью, на концах зол. сияние в форме дуг и зол. шарики; на крест наложен белый одноглавый польский орел, а тот, и свою очередь, наложен на черного рус. двуглавого орла. Лента синяя. Звезда сер., восьмиконечная, в середине ее крест, по окружности девиз: "PRO FIDE RIGE ET LEGE" ("За веру, царя и закон"). Крест носился на ленте через левое плечо, на правом бедре, звезда — на левой стороне груди ниже звезд ордена Андрея Первозванного, Александра Невского и Владимира; при ордене Владимира 1-й ст. и Александра Невского крест носился на шее, при ордене Андрея Первозванного - на груди, правее др. крестов. С 1855 к кресту и звезде, пожалованным за воин. подвиги, присоединялись скрещенные зол. мечи, проходившие через середину звезды и над крестом.

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО, общее назв. духовных лиц, совершающих богослужение в храме и отправляющих требы, не принимавших монашеского пострижения. Включало церковнослужителей, не имеющих сана (дьячки, пономари, чтецы и др.), и священнослужителей, рукоположенных в сан диакона или иерея. Представители Б. д. жили в миру, имели право жениться (неженатых рукополагали в сан не моложе 40 лет), не призывались на воен. службу, не несли никаких натуральных и денежных повинностей. В 1767 были освобождены от телесных наказаний священники, в 1771 — диаконы, в 1808 — чл. их семей. В 1765 для обеспечения материального положения Б. д. была введена такса на требы (гл. требы д.б. совершаться бесплатно), и на причт выделялось по 33 десятины земли. Принадлежность к Б. д. фактически была наследственной, и оно составляло, вместе с черным духовенством, привилегированное сословие. В 1721 были изданы штаты, ограничившие состав Б. д., а безместное взято в солдаты; в 1722 было запрещено поставлять в Б. д. лиц из др. сословий; дети Б. д. должны были помогать отцам в храмах и учились в духовных школах, причем им разрешалось жениться почти исключительно на девицах духовного звания; за дочерьми умерших духовных лиц сохранялось право на приход отца, и они как бы приносили его в приданое мужу из выпускников духовных школ. В 1869 фактически наследственность духовного звания была отменена. Представители Б. д. были частично ограничены в правах: не могли жениться вторично, заниматься торговлей и предпринимательством, посещать театры, ездить верхом, танцевать, играть в азартные игры; д.б. носить особую одежду, длинные волосы и бороду. Снятие сана или расстрижение за преступления накладывало ограничения в выборе места жительства и рода занятий.

Культурно-бытовой облик Б. д. был неоднозначен. Сельское Б. д., особенно церковнослужители, в массе своей пребывало в бедности, иногда в подлинной нищете и невежестве. Материальное положение зависело от прихода: там, где было много помещиков, богатых крестьян, лавочников, "попы", как огульно называли на деревне духовных лиц, были обеспечены за счет платы за требы и могли даже нанимать работников для обработки земли. Но там, где помещиков было мало или не имелось совсем, крестьянство, в основном, бедным, а деревни редкими, плата за требы была копеечной и нередко производилась продуктами, к-рые еще надо было продать. Б. д. д.б. само работать в поле, а учитывая, что даже в самую страдную пору оно д.б. отвлекаться от хоз-ва для богослужений и совершения необходимых обрядов, положение его было незавидным; правда, современники отмечают, что "попы" обычно были хорошими хозяевами. К тому же положение отягчалось ежегодными, совершавшимися летом архиерейскими объездами епархий, и "попы" д.б. принимать на должном уровне не только владыку, но и его многочисленную свиту, а иногда делать денежные подарки, если не самому владыке (это было "неполитично"), то его келейнику или др. лицам свиты. Такие объезды повергали епархию в трепет и надолго выбивали духовных лиц из колеи: владыки чаще всего были суровы, требовательны и привередливы, а их присные, "скотины несытые", по выражению еще Петра I, — прожорливы и алчны.

Естественно, что в этих условиях сельское Б. д.; получившее самое скудное образование и весьма специфическое воспитание в бурсе, не отличалось склонностью к умственным занятиям и духовному самосовершенстванию; для большинства обязательные проповеди превращались в муку. Положение Б. д., служившего в помещичьих усадебных храмах и бывшего на содержании помещиков, во многом было еще хуже: привыкшие к самовластию и крутому обращению с крепостными, помещики обычно рассматривали таких духовных лиц как своих подданных, принуждая к совершению незаконных браков и пр. и не гнушаясь собственноручной расправой со строптивцами; не угодившего "попа" м.б. лишить содержания, а то и прихода: архиереи в таких случаях исполняли желания "храмоздателей". Вообще невежественные, грубые и необразованные сельские "попы", как правило, третировались поместным дворянством, подвергаясь иногда насмешкам и оскорбительным поучениям, и чувствовали себя в помещичьих домах крайне неуютно. Разумеется, были и обратные этому примеры, но они только подтверждали правило. Не лучшим было и отношение к сельскому духовенству со стороны крестьян: прозвище "жеребячье сословие" и ржание вслед проходившему духовному лицу или семинаристу - поповскому сыну было заурядным явлением. Ведь в обычно крайне скудном крест, хоз-ве плата за требы и молебны тоже делала брешь, а не заплатить было нельзя, и др. сторона, сама нищая, хотела получить побольше. К тому же "поповское ремесло" считалось делом легким, почти бездельем. Священник д.б. обладать особыми душевными свойствами, чтобы завоевать доверие и уважение крестьян.

Несколько лучше было положение гор. Б. д., особенно соборного: приходы здесь были многочисленнее, а прихожане богаче, кружечный, свечной и прочие сборы обильнее, плата за требы выше, и нередко приверженные религии богатые прихожане, а особенно прихожанки из дворянства, купечества, верхушки чиновничества баловали отличавшихся красноречием священников или выделявшихся громоподобным голосом и статью дьяконов подарками, так что не диво было увидеть на них шелковые рясы. Хуже было положение дьячков, но и они кормились при своих причтах. Не так досаждали гор. духовенству на глазах у публики и архиереи с их присными, и архиерейские объезды здесь проходили безболезненно, а в губ. городах, где архиереи пребывали постоянно, объездов вообще не было. Отсутствие земли и наличие жалованья давали больше возможностей для чтения духовных и даже светских книг, журналов, газет, и такого невежества, как в деревне, здесь не наблюдалось. Посещавшие богатые дома духовные лица приобретали даже некий светский лоск и не вызывали насмешек своей дикостью. Наконец, в городе духовенство, как правило, имело приватные доходы от уроков в учеб. заведениях или у частных лиц.

Но несмотря на невысокий уровень образования, Б. д. играло заметную роль в просвещении народа, к-рая в деревне до 2-й пол. 19 в. была даже исключительной; др. группа образованных лиц — помещики с народом на ниве просвещения почти не соприкасалась; и духовные лица были единственными людьми с образованием, жившими в народной гуще. При наличии спроса на грамотность они одни могли дать ее не только крестьянам, но зачастую и детям мелкопоместных дворян. Церковно-приходская школа, самая многочисленная в деревне, где Б. д. было обязано преподавать, давала, вопреки тому, что о ней сейчас думают, неплохое начальное образование. Вообще умный, достаточно начитанный и обладавший широкими взглядами священник играл заметную роль в деревне, особенно если он был доступен для крестьян, хорошо хозяйствовал, был трезв и не алчен.

Официальное положение Б. д., особенно сельского, также было не самым лучшим. Не угодивший архиерею или секретарю консистории либо нарушивший правила благочиния (пьянство, скандалы, даже драки между духовными лицами, а также доносы не были редкостью) священник, диакон, а тем более дьячок подвергались суровому обращению духовного начальства. Провинившиеся вызывались в консисторию или к архиерею, где их нередко не принимали неделями, и они вынуждены были, бросив свое хоз-во на произвол судьбы, кормиться за свой счет, исполнять черную работу и с трепетом ожидать сурового наказания, иногда вплоть до "запрещения", т.е. запрета на участие в богослужении.

Дети Б. д., включавшиеся в духовное сословие, до 2-й пол. 19 в. обязаны были идти учиться в семинарию, а выход из семинарии в светское учеб. заведение или на граждан, службу был затруднен. Дети обычно наследовали приходы родителей, причем неофициально право на это имели даже дочери, выходившие за выпускников семинарий. Существовала своеобразная форма заключения таких браков: осиротевшая поповна являлась к отцу-ректору и просила себе мужа. Выпускников выстраивали перед ней, рекомендуя, если приход был богат, того или иного отличника или любимчика; она делала выбор и увозила с собой избранника, передавая ему свое "наследство".

Б. д., жившее в народной среде жизнью крестьянства, обычно ближе стояло к крестьянам, нежели к помещикам или чиновникам, и в разного рода конфликтах нередко становилось на сторону своих прихожан, интересы к-рых были близки ему, как свои.

БИБЛИОТЕКИ, собрания книг, журналов и др. печатной и рукописной продукции, а также помещения и учреждения для их хранения и обслуживания читателей. Известны в России со времен Киевской Руси, но это были преимуществ. собрания религиозных книг: монастырские, княжеские, царские или частные; нек-рые из них, напр., Б. Троице-Сергиевской лавры, в 18 — нач. 19 вв. играли важную роль как богатейшие специальные собрания научной (богословской) лит-ры. Во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. начали формироваться крупные собрания светской лит-ры, в основном на латыни и иностранных языках, напр., Б. князя В. Голицына, а также чисто науч., лишь по нек-рым отраслям знаний, Б. Академии Наук; с петровских времен начали складываться крупные частные коллекции книг светского, в основном науч. содержания Феофана Прокоповича, В. Татищева, Я. Брюса и др. Многие из этих Б. путем дарения или иным образом целиком или частями вливались в Б. науч. и учеб. заведений; так, в основу Б. Инженерного шляхетного корпуса легла переданная ему Б. ген. - фельдцейхмейстера П. Шувалова. В 1814 на основе конфискованного польского собрания Залусских (300 тыс. книг) открылась петербургская Имп. Публичная Б. Правительственным распоряжением ей доставлялось в двух экз. все, что печаталось в России; до 1843 она была открыта для публики 3 дня в неделю, в т.ч. и в вечерние часы (чего не было в Европе), а с 1849 работала ежедневно. Она постоянно пополнялась ценнейшими коллекциями книг частных лиц: графа Ф. Толстого, Вязьмитинова, князя Лобанова- Ростовского, трофеями из турецких мечетей, из польских Б, и др. Знаменитая коллекция книг и рукописей графа Н. Румянцева, превратившаяся в частное науч. учреждение, с 1827 (фактич. с 1829) стала Публичным Румянцевским музеем в Москве. В 1830 был поднят вопрос об открытии публичных Б. в провинциальных городах. Хотя тщанием губернаторов вкупе с предводителями дворянства и ревнителями из просвещенного дворянства и купечества кое-где Б. были открыты (к 1834 их числилось 18), они, несмотря на ряд льгот, долго влачили жалкое существование: располагались в случайных помещениях, в основном в Дворянских собраниях, денежные средства их (плата за пользование, пожертвования, "добровольные" отчисления с жалованья чиновников) были незначительны, пополнением и выдачей книг занимались случайные люди, в основном чиновники губернских правлений. В кон. 1850-х гг. публичные Б. стали открываться при разл. учеб. заведениях. В 1856 было уже 49 Б. для населения. Крупнейшими из провинциальных публичных Б. стали Виленская, Одесская, Симбирская, Тифлисская, Казанская, Рижская; довольно богатыми были Б. Воронежская, Самарская, Нижегородская, Саратовская, Харьковская, Вятская. Кроме публичных Б. и Б. учеб. заведений, было довольно много полковых Б. при офицерских собраниях, для чего производились отчисления с жалованья офицеров, а также частных Б. общественного пользования с платой (от 30 коп. и выше в мес.) и залогами за пользование. В 1894 было 792 Б., в том числе 96 народных, а также открытых для народа, более 3 тыс. школьных Б. В 1910 в городах пользовались Б. около 1,5 млн. чел., а с Б. - читальнями — 2,6 млн. (11% гор. населения); в селе было ок. 3 млн. читателей (2,9% населения). Т.о., потребление книг из Б. было невелико. В 1892 в Нижнем Новгороде на каждого жителя было выдано в год 0,6 книги, в Астрахани 0,28, в Самаре 0,71, в Саратове 0,49, в Воронеже 0,75, в Херсоне 0,32, в Кронштадте с его многочисленным культурным морским офицерством и воен. чиновничеством и инженерами — 1,1 книги. В уездных городах читали еще меньше: в Епифани подписчиков в Б. было 70, в Суздале 90, а в Кургане 24. В огромном большинстве Б. основными читателями были чиновники и дворяне: наибольшая выручка Б. приходилась на 20-е число и ближайшие дни, когда чиновники получали жалованье. Офицерство в основном довольствовалось книгами из полковых Б., а духовенство читало мало: в Нижегородской Б. в 1892 брали книги 15 офицеров и 9 духовных лиц, 20 офицерских жен и 6 женщин из семейств духовенства. В кон. 19 в. шел процесс нарастания читателей Б. из народа: в Тотемской Б. с 1879 по 1886 число читателей-дворян увеличилось незначительно, зато число крестьян возросло в 9 раз — с 3 до 28.

Огромную общественную роль играли частные Б. таких меценатов, как граф А. Мусин-Пушкин, граф Ф. Толстой, граф Н. Румянцев, князья Д. и М. Голицыны, П. Бекетов, А. Хлудов, А Чертков, купец Лаптев, богатейшее собрание графов Уваровых в селе Поречье Московской губ., соперничавшее с Румянцевским музеем. Вообще для столичной аристократии и богатого поместного дворянства наличие Б., нередко в спец. оборудованных комнатах, было почти обязательным, как правила хорошего тона. Часто эти Б., снабженные указателями, были доступны для посторонних, многие из них вошли в состав крупнейших Б. страны. Но быть любителем книг еще не значило быть любителем их содержания: нередко любовь не шла далее переплета, и изящно переплетенные книги в красивых шкафах, с бюстами мыслителей на них часто были просто мебелью. Создание Б. помещиками нередко было простым подражанием просвещенным вельможам и велось единовременно, по заказам рус. и заграничным фирмам, по одному шаблонному списку. Любопытным бытовым явлением были "фальшивые Б." в усадьбах и казне столицах: это были шкафы хорошей работы, к стеклам к-рых подклеивались тисненые золотом кожаные корешки переплетов, а в шкафах, заполнявших целые комнаты, нередко хранилась разная домашняя утварь. Особенный характер имели Б. богатых старообрядцев из купечества и даже крестьянства, включавшие редчайшие старопечатные и рукописные книги духовного содержания.

В период массового разорения поместного дворянства после реформы 1861 большая часть этих Б. была распродана новыми владельцами из купцов и мещан, в т.ч. и на вес, лавочникам для завертывания селедок и монпансье либо сгнила на чердаках и в сараях. Эти Б., составлявшиеся иногда неск. поколениями владельцев и содержавшие подлинные раритеты, во 2-й пол. 19 в. в провинции начинают сменяться, в основном, собраниями, толстых и тонких иллюстрированных журналов и приложений к ним в домах культурных чиновников, новой интеллигенции из разночинцев (агрономов, землемеров, врачей, учителей) и "последних из могикан" старого культурного поместного дворянства. Роль новых Б., особенно в провинциальном быту, была огромной, т.к. ими пользовалось окрестное население из чиновничества, сельского духовенства, лиц интеллигентных профессий и даже зажиточного крестьянства. Нередко филантропически настроенные помещики открывали частные школы для крестьян, оставляя при них свои Б., оказавшие большое влияние на духовный мир народа.

БЛАГОВЕРНЫЙ, титул членов Имп. фамилии, употреблявшийся при богослужении; то же, что правоверный, т.е. исповедующий истинную веру. Император титуловался при этом Благочестивейшим.

БЛАГОДАТЬ, божественная сила, даруемая человеку для спасения. Особый род Б., даруется священникам и архиереям, что дает им право совершать таинства, а также благословлять верующих, как бы перенося на них часть присвоенной им Б.

БЛАГОПРИОБРЕТЕННОЕ ИМЕНИЕ, имение, приобретенное самим владельцем. В отличие от родового имения могло отчуждаться любыми способами, превращаться в заповедное и др., тогда как родовое имение д.б. оставаться в роду Владельца.

БЛАГОРОДИЕ, Ваше благородие - титул-обращение, применявшееся к нетитулованному дворянству, баронам, офицерам и чиновникам 14-9 классов Табели о рангах.

БЛАГОЧИНИЕ, адм. - терр. единица в рус. православной церкви, включала 10— 30 приходов или неск. монастырей.

БЛАГОЧИННЫЙ, адм. - судебное должностное лицо в рус. православной церкви. Б. — священник, обычно в сане протоиерея, возглавлявший благочиние (Б. над епархиальными храмами и их причтами; с 1744) или один из монастырей (Б над монастырями; с 1797). Назначался епархиальным архиереем из кандидатов, предложенных консисторией. Б. надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хоз-вом, приводил в исполнение распоряжения епархиального начальства, разбирал споры и жалобы духовенства, обладая нек-рой дисциплинарной властью.

БОБЫЛЬ, крестьянин, не имевший надела по бедности или одиночеству, не тяглый (см. Тягло), а также одинокий, бесприютный человек, живший в батраках, пастухах. Б. звали также крестьянина, не имевшего сыновей, хотя бы у него была семья и дочери.

БОГАДЕЛЬНЯ, богоугодное (благотворительное) заведение для призрения лиц, неспособных к труду. В 1712 Петр I указал завести на счет церквей и монастырей Б. по всем губ., прежде всего для престарелых, больных и увечных воинов. В 1713 в С.-П. Царевна Наталья Алексеевна открыла Б. для убогих старух. С 1775 Б. были поставлены в ведение губ. приказов обществ. призрения. Во 2-й пол. 19 в. обществ, призрение передано земствам и гор. думам. Б. делились на сословные и бессословные; к первым относились Б. для духовенства, купцов, мещан и ремесленников, военных; ко вторым — Б. для лиц всех сословий и вероисповеданий, для лиц всех сословий православного исповедания и для лиц всех иноверческих исповеданий.

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, учреждения, преследовавшие благотворит. цели, в т.ч. для призрения больных, престарелых, увечных, вдов и сирот, дававшие посильную работу и др.

БОГОХУЛЬСТВО, религиозное преступление: посягательство на все, признаваемое церковью божественным и священным, проявляемое публично. Совершение Б. в пьяном виде, по невежеству или без умысла рассматривалось как сознательное. Закон не считал Б. публичное хуление Аллаха мусульманином либо Будды буддистом, но надругательство над Библией в синагоге подводилось под наказание. Б. могло совершаться словесно, символически либо путем изготовления и распространения печатной продукции и изделий. В зависимости от обстоятельств Б. каралось тюремным заключением или каторжными работами до 12-15 лет.

БОЖИЙ ДОМ, гор. морг. В него свозились подобранные на улицах трупы, производилось судебное вскрытие и подготовка к погребению, для чего при Б. д. имелась часовня. Б. д. располагались на окраинах либо за пределами города.

БОЛЬШАК, 1) старший в семье, хозяин и распорядитель (отец, старший брат и др.);
2) большая гл. дорога, шоссе, тракт.

БОМОНД, высш. свет, аристократич. круги.

БОРОДА, волосяной покров в ниж. части лица. При Петре I ношение Б. беспрепятственно разрешалось только крестьянам. В 1705 за ношение Б. с гостей и гостиной сотни первых статей была установлена пеня в 100 руб. в год, с дворцовых, гор. жителей, служащих, приказных, средней и меньшей статей торговых людей и посадских — 60 руб., с боярских людей, ямщиков и др. — 30 руб. Уплатившим пеню выдавался особый жетон. Им также полагалось особое рус. платье. Екатерина II отменила петровские указы. До сер. 19 в. дворянам носить Б. считалось неприличным; при Николае I дворянина с Б. могла задержать полиция. В 1863 было отменено бритье Б. для рекрут, с 1881 Б. разрешено носить офицерам. В 1860-х гг. Б. стала модной среди неслужилого дворянства и интеллигенции. Лакеям и официантам Б. не разрешались, у актеров они были помехой при гримировании и не носились. Б. была непременной принадлежностью облика старообрядцев, называвших тех, кто не принадлежал к их среде, "бритоусами".

БОТФОРТЫ, высокие кав. сапоги: в 18 в. с отворотами вверху, выше колен; в 19 в. с вырезным козырьком, прикрывавшим колено, с пристяжными шпорами и подшпорниками на подъеме ноги. Носились драгунами и кирасирами.

БРАК, церковное таинство, соединение двух лиц в семейный союз; заключается путем венчания. Для вступления в Б. требовалось достигнуть определенного возраста: в 18 в. для жениха - 15 лет, для невесты — 13, с 1830 соответственно 18 и 16 лет; епархиальное начальство дозволяло вступление в Б., если брачующимся недоставало б мес. до достижения нужного возраста. Офицерам запрещалось вступать в Б. ранее 23 лет, и до 28 лет они д. б. получать разрешение начальства, а также с 1837 предъявлять реверс (имущественное обеспечение). Предельным возрастом было 80 лет, но с 60 лет требовалось разрешение архиерея. Нарушение этих условий влекло уголовную ответственность вплоть до заключения в тюрьму на 2—4 мес. и признание Б. недействительным. Необходимо было также взаимное согласие брачующихся (в 1724 было запрещено родителям и помещикам принуждать детей или крепостных к Б.), согласие родителей или опекунов, а для крепостных — их помещиков;согласие начальства требовалось: с 1722 для гардемаринов, с 1749 для служащих в ландмилиции, с 1764 для всех офицеров, с 1782 и для гражд. служащих. Препятствием к вступлению в Б. признавались душевные болезни, родство кровное в первых 4-х степенях и свойство троюродное; в прочих случаях родства и свойства требовалось разрешение архиерея. Б. лиц разных вероисповеданий разрешался при условии, что венчание, а также крещение и воспитание детей будут совершаться по правилам православной церкви; запрещались браки православных и католиков с нехристианами. Муж сообщал жене свое гражд. (сословное) состояние; место жительства жены зависело от мужа. Имущественной общности не устанавливалось.

БРАНДМАЙОР, нач. пожарной службы в крупных городах, к-рому подчинялись пожарные команды при полицейских частях.

БРАНДМЕЙСТЕР, нач. пожарной команды при полицейской части в городе, обычно в штаб-офицерском чине.

БРАТИЯ, сообщество монахов монастыря, имеющее нек-рые права самоуправления.

БРАТСТВА, религиозно-национальные организации православных верующих, возникшие вокруг приходских церквей на Украине и в Белоруссии. Появились в 15—17 вв. среди мещанства на базе ремесленных цеховых организаций и др. корпораций. Имели религиозные, просветительские и благотворительные цели, вели борьбу с католич. и униатской пропагандой. Открывали типографии и школы, распространяли богословскую и политич. лит-ру. В 15 в. деятельность Б. постепенно сократилась, но они еще оказывали влияние на культурную жизнь; особенно значительна была роль Киевской коллегии с ее бурсой. В кон. 19 — нач. 20 вв. на Зап. Украине (на Волыни и др.) сделана попытка возрождения Б. преимуществ, среди крестьянства на почве антисемитизма и монархизма.

БРОДЯГА, лицо, перемещавшееся с одного место на др. не только без ведома полицейского начальства и необходимых док-тов, но и без всяких средств доказать свое звание или состояние либо упорно отказывавшееся сделать это ("не помнящий родства"). Закон признавал также Б. иностранцев, имевших док-ты, но после двукратной высылки за границу вновь оказавшихся в России. В кон. 19 в. Б. присуждались к 4 годам исправительных арестантских работ, после чего (либо в случае непригодности к работам) ссылались на жительство в Сибирь и др. отдаленные губ. За ложные показания Б. присуждались к наказанию 30-40 ударами розог.

БУДОЧНИК, низший полицейский чин в 1775-1862; часовой, надзиравший за внешним порядком в городе на определенном участке. Для Б. на перекрестках ставились особые будки с жилым помещением, в к-рых дежурили 2 Б., сменявшие друг друга в теч. суток. Сюда же на ночь запирали задержанных. Б. были вооружены пехотными тесаками и алебардами.

В народе Б. или "бутари" славились небрежным исполнением обязанностей, грубостью, мздоимством и изготовлением нюхательного табака в служебное время на заказ или на продажу случайным посетителям.

Комментарий Crusoe

БУРБОН, ирония, прозвище грубых, невоспитанных офицеров-солдафонов. Появилось в 1814, когда в связи с нехваткой командных кадров из дворян, в офицеры производили многих отличившихся солдат, что совпало с реставрацией во Франции династии Бурбонов.

БУРГОМИСТР, в 18 в. выборное должностное лицо в городском управлении. Председательствовал в магистрате и ратуше. Избирался на 3 года, получал жалованье из городских доходов, освобождался от постоя др. повинностей. Б. в губ. Городе считался в 9-м классе Табели о рангах, а в уездном в 10-м и пользовался их преимуществами, пока исполнял обязанности.

БУРМИСТР, 1) чл. городского магистрата, избиравшийся на 3 года из "первостатейных " граждан;
2) при крепостном праве управляющий помещичьим имением;
3) в некот. местностях России крест. назв. волостных старшин больших волостей.

БУРСА, общежитие при семинарии для учащихся. Возникла в 17 в. при Киевском братском уч-ще (позднее — Киевской духовной академии). Б. отличалась грубыми нравами проживающих, крайней скудостью их содержания и жестокими наказаниями.

БЮРО, письменный стол средней высоты, со скошенной столешницей и ящиками для письменных принадлежностей над ней. Высокое Б. называлось конторкой.




Искать в энциклопедии:    


TopList

Оформление (C) Арнольд