Николай 15.10.2002 12:43 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: паганый, кретин |
E-mail: leontiev@aport.ru
|
[http://www.bartleby.com/61/35/C0743500.html]
French cr\'etin, from French dialectal, deformed and mentally retarded person found in certain Alpine valleys, from Vulgar Latin *christi\=anus, Christian, human being, poor fellow, from Latin Chr\={\i}sti\=anus, Christian.
[http://www.bartleby.com/61/11/P0011100.html]
Middle English, from Late Latin p\=ag\=anus, from Latin, country-dweller, civilian, from p\=agus, country, rural district. I.-E. *pag-. Отсюда же peasant --- крестьянин, сельский житель; русское (из французского) "пейзанин"; см. "pays", "paysanne" (а также "chr\'etien") на http://zeus.inalf.fr/ ("\'e" --- это "й" в win1251).
|
Арнольд 15.10.2002 12:27 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Буквоедице |
E-mail: arno1251@mail.ru
|
+++ Как же до крещения Руси назывался этот простой и древний символ +++
Как бы крест/крыж ни назывался прежде обретения славянами письменности, то, старое, название неизбежно должно быть вытеснено новым. Поскольку любое перекрещение стало иметь, помимо геометрического, также и сакральный смысл.
В славянских наречиях "крест" вдобавок контаминировался с "крЬсъ" (свящ. огонь, ср. "кресало"), имеющим индоевропейские корни и легшего в основу "воскресения".
Вероятно также, что старое, "языческое" название стало табуированным и это слово и посейчас есть в русском языке -- только никто не знает его исконного значения. В первом приближении это может быть и аналогом языческого коловорота, "свастики", ныне вдругорядь табуированной уже и по другим причинам.
Кто знает, когда говорят "вязать" брёвна на избу -- в этом слове прослеживается и санскритское слово sVAStika?
|
Crusoe 15.10.2002 11:50 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Арнольду |
|
Гм... Кто не спрятался - я не виноват.
>>
Однажды маленький арап, сопровождавший Петра I в его прогулке, остановился за некоторою нуждой и вдруг закричал в испуге: <<Государь! Государь! из меня кишка лезет>>. Петр подошел к нему и увидя, в чем дело, сказал: <<Врешь: это не кишка, а глиста>> -- и выдернул глисту своими пальцами. Анекдот довольно не чист, но рисует обычаи Петра.
>> А.Пушкин, полностью "Table-Talk" и другое см. http://rvb.ru/pushkin/tocvol7.htm#1085
А про "душку-Григория" и его обожателей нам всё рассказали Веховцы, Достоевский и Лесков ("На ножах"). Лескова за это предали остракизму, Достоевского - не посмели. Солоневич прекрасно и ядовито описал "обличителей" в "Диктатуре импотентов", например. Я неоднократно замечал на современном нам материале, с какой скоростью и неизбежностью мозги фрондирующих разъедаются собственной желчью, до полной невменяемости, до состояния уксуса - примеры у всех перед глазами. Казалось бы, есть собственная история, есть литература, есть философия - увы. Историки, философы и литераторы были и остаются пророками, "предсказывающими назад". Оффтопично, но правда.
|
Буквоедица 15.10.2002 11:44 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Мимоходцу. Ромео и Джульетта. |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Мне тоже Ромео-Грачёв не понравился. Он был похож на положительного советского молодого человека, как их было тогда принято изображать. Тогда и театр был больше, чем театр. Что, по-моему, не всегда шло ему на пользу.
По ассоциации с вашим расследованием вспомнился забавный рассказ С.Юрского о том, как он разъезжал по стране с чтением "Графа Нулина". Готовясь к выступлению перед то ли солдатами, то ли зэками, он вдруг осознал, что слова "Наталья Павловна раздета; стоит Параша перед ней" будут восприняты аудиторией неправильно, и надо как-то выкручиваться.
Чтецу ещё труднее, чем актёру: ни тебе реквизита, ни партнёров, всё сам...
|
Буквоедица 15.10.2002 11:42 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Крест. |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Удивительно, но слово "крест", по Фасмеру, происходит от греческого Христос через распятие. Как же до крещения Руси назывался этот простой и древний символ? А перекрёсток как тогда называли? Что может быть древнее, чем перекрещивающиеся в чистом поле дороги и окрестность - пространство, расстилающееся во все четыре стороны? Почему их четыре? Да потому, видимо, что пересекаются обычно две дороги. Вот и перед витязем на распутье выбор из трёх дорог (по четвёртой он приехал).
|
Арнольд 15.10.2002 11:22 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Crusoe |
E-mail: arno1251@mail.ru
|
+++ вспомнился анекдот из Пушкинских "Table-talk" про Петра Великого, арапа и глисту +++
Поведайте! Дело как раз к обеду.
+++ Большевики не были чем-то чужеродным для России +++
... что я каждый раз ощущаю при чтении "Бесов". Особенно меня умиляет описанная там реакция российской интеллигенции на обличения правящего режима -- вот они, те, кто ныне голосует за душку Григория!
|
Арнольд 15.10.2002 11:08 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Crusoe |
E-mail: arno1251@mail.ru
|
+++ почему "дискать"? Поэтическая вольность или так тогда говорили?
+++
Даль: ДЕСКАТЬ, дискать...
+++ связь поганых кретинов с ранним христианством в РЯ +++
Нет, эта связь есть во французском. По Фасмеру. К нам слово попало уже как термин без всяких коннотаций. У нас есть свой термин "блаженный", который обозначает равно святого и умалишённого...
|
Crusoe 15.10.2002 10:49 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Broadcast |
|
Николаю.
Спасибо! Книга Ашукиных более доступна, чем загадочные труды саксонца Эссена в переложении ещё более загадочного Хертслета. Поищу, думаю, что найду.
А вот связь поганых кретинов с ранним христианством в РЯ я, простите, не уловил. Поясните, пожалуйста. Христианство, IMHO, рождалось, как религия бедных и нищих, но нищих не духом, а брюхом...
Арнольду.
>>
...что именно хотел сказать Толстой, предпослав "Анне Карениной" эти строки, то для этого потребуется не один день.
>>
У Вересаева есть мудрёная и смешная гипотеза на этот счёт. Гипотеза была изложена им Толстому. Мэтр мрачно промолчал (а мог бы и ножичком полоснуть)... Если будет время, попробую найти этот текст.
>>
...очень напоминает идеального усредненного подданного Российской империи -- без национальности, без личных пристрастий, говорящего только по-русски и колеблющегося исключительно между православной иконою и портретом Государя Императора.
>>
>>
ПЕСНЯ О КАТКОВЕ, О ЧЕРКАССКОМ, О САМАРИНЕ, О МАРКЕВИЧЕ И О АРАПАХ.
А.К.Толстой, 1869 год
Друзья, ура единство!
Сплотим святую Русь!
Различий, как бесчинства,
Народных я боюсь.
Катков сказал, что, дискать,
Терпеть их - это грех!
Их надо тискать, тискать
В московский облик всех!
Ядро у нас - славяне;
Но есть и вотяки,
Башкирцы, и армяне,
И даже калмыки;
Есть также и грузины
(Конвоя цвет и честь!),
И латыши, и финны,
И шведы также есть;
Недавно и ташкентцы
Живут у нас в плену;
Признаться ль? Есть и немцы
Но это: entre nous!
Страшась с Катковым драки,
Я на ухо шепну:
У нас есть и поляки,
Но также: entre nous;
И многими иными
Обилен наш запас;
Как жаль, что между ними
Арапов нет у нас! (Их уже есть! (Crusoe))
Тогда бы князь Черкасской,
Усердием велик,
Им мазал белой краской
Их неуказный лик;
С усердьем столь же смелым,
И с помощью воды,
Самарин тер бы мелом
Их черные зады;
Катков, наш герцог Алба,
Им удлинял бы нос,
Маркeвич восклицал бы:
"Осанна! Аксиос!"
>>
Кстати, почему "дискать"? Поэтическая вольность или так тогда говорили?
>>
Вообще у всего, что придумали большевики, непременно были живучие прецеденты в истории.
>>
И более того. Большевики не были чем-то чужеродным для России, но явились вполне органичным (правда несколько экстремальным) продолжением Российской истории. См. Бердяев, "Истоки и смысл русского коммунизма" и/или Чаадаев "Философические письма".
LadderLogic.
Прокрустово ложе, рыковка и андроповка (уст., водка), монгольфьер, архаровец, хулиган, орловский рысак... Особенно смешон "хулиган"...
Почему-то вспомнился анекдот из Пушкинских "Table-talk" про Петра Великого, арапа и глисту...
|
|