"Плачет девушка в автомате..." Омерзительная песенка, но одно время её по радио и на базаре крутили постоянно. То есть в Москве, по крайней мере, автомат - это именно телефон-автомат. И на будках так было написано. А теперь у всех мобильники, а то, что попадается в подземных переходах, - таксофоны. А автомат теперь - калашников. Как это говорили древние? Tempora mutantur...
Фаддею Венедиктычу Нет, к судии, это точно, это даже Лопатин признаёт, не говоря уж о Зализняке. Колебания касаются только имён собственных. Но в бытность мою школьницей никаких колебаний не полагалось. Я думаю, что у Вас эта... контаминация приключилась: к Илье, к судье. А ещё у Лопатина по поводу судии есть примечание: устар. и высок. к судья. Но я такого употребления никогда не встречала.
Мимоходцу Мало ли как говорят! На чужой роток не накинешь платок. А вот правила правописания нам дадены в 1956-м году и с тех пор не менялись. Было две попытки изменить их, но обе провалились, официального изменения правил не было. Поэтому, когда Марина Королёва или уважаемый профессор Лопатин отклоняются от тех правил, то они вводят публику в заблуждение. Ведь что получается? Как реформу правописания проводить - так крик и шум: мол, не дадим, не позволим, встанем грудью... А тем временем язык-то меняется, и орфография за ним тихой сапой, беззаконно меняется. А что, скажите на милость, должен писать несчастный абитуриент в письменной работе?! Остальных, редакторов всяких и профессоров мне не жалко, но дети невинные за что страдают?!
"Таксофон - телефон-автомат". То есть общепонятное выражение.
Интересную информацию дает собственно статья "автомат". Не в определении - "Аппарат, выполняющий определенную работу самостоятельно, днйствием внутреннего механизма", а в примере после этого: На вокзале автомат выбрасывает перонные билеты при опускании в него монеты. То есть возможно, что машины, собирающие деньги, и вправду мыслились как прототипические автоматы начала века.
Near etymology: гречи́ха -- растение "Polygonum fagopyrum", гре́шневый, прилаг. Ср. также др.-русск. грьчьникъ "путешественник, купец, направляющийся в Грецию" (Ипатьевск. летоп.). Все -- к грек (др.-русск. *грькъ), поскольку гречиха попала к русским через посредство греков; см. Крек, Einl. 184; Шрадер -- Неринг 1, 173; Бернекер 1, 359. Гречиха широко распространилась в Средиземноморье, откуда проникла и в другие страны. В нем. она называется Heidenkorn, во франц. blé sarrasin, в лат. -- turcicum frumentum "гречиха", букв. "языческое, сарацинское, турецкое зерно, хлеб"; см. Бернекер, там же.
Тема: Темы сочинений для выпускных экзаменов в классах с русским языком средних школ Туркменистана
1. Пусть всегда будет мир, пусть вечно будет наш Великий Туркменбаши! 2. Великий Сапармурат Туркменбаши - наш вечный Президент. 3. Сапармурат Туркменбаши Великий - опора народа, Родины и единства. 4. Сапармурат Туркменбаши Великий, Магтымгулы Фраги, Священная Рухнама. 5. Горжусь монументальным зодчеством прекрасных новостроек, созданных Великим Сапармуратом Туркменбаши. 6. На туркменскую землю пришла вечная весна. 7. Единство, мир, согласие - незыблемая основа независимого, вечно нейтрального Туркменистана. 8. Священная Рухнама - Золотая Книга Золотого века. 9. Книги жизни Великого Сердара - наше главное учение. 10. Воспевание высокой духовности в произведениях Великого Сапармурата Тукменбаши. 11. Заветы Великого Сапармурата Туркменбаши молодёжи- школа воспитания совершенной личности Золотого Века. 12. 0писание Золотого века в Книгах жизни Сапармурата Туркменбаши Великого. 13. С Великим Сердаром в Золотом веке. 14. Атамурат Ниязов - Национальный Герой, патриот, мастер - учитель. 15. Гурбансолтан эдже - Мать - Героиня. 16. Тропа Сердара - тропа здоровья. 17. Родной язык - любимый язык. 18. Моя мирная, вечно нейтральная, независимая страна. 19. Священная книга, озарившая мир. 20. Родина - светоч туркменской души. 21. Туркменская природа - отражение туркменской национальности. 22. Геоктепинская крепость - великая, школа героизма и патриотизма. 23. Национальное богатство туркмен - наша гордость. 24. Маслахат старейшин - национальная традиция наших предков. 25. Ашхабад - беломраморная столица солнечной Родины. 26. Детство и юность Великого Сердара, начало трудового пути. 27. Ты - чудо, туркменский ковёр! 28. Год Священной Рухнама - год высокой Духовности. 29. Склоняем голову перед мужеством Национальных Героев. 30. Высокая духовность - главная нравственная ценность туркмен Золотого века. 31. Аннанияз Артык - Великий предок Великого Сердара. 32. Конь - слава и честь туркмен. 33. Сапармурат Туркменбаши Великий - покровитель всех туркмен мира. 34. Священные Рухнама - наш путь жизни. . 35. Национальное наследие - наше духовное богатство. 36. Символы государства - продолжение предков. 37. Моя страна - Родина Белой пшеницы. 38. Священная Рухнама Сапармурата Туркменбаши Великого - Человеческого ума. 71. Великий Сапармурат Туркменбаши о художественной литературе. 72. Основные темы туркменской литературы Золотого Века Великого Сапармурата Туркменбаши. 74. Поэзия Великого Сапармурата Туркменбаши - духовное богатство туркмен. 75. Образ Великого Сапармурата Туркменбаши в туркменских сценических произведениях. 76. Материнская любовь в Священной Рухнама. 77. Независимый, вечно нейтральный Туркменистан в художественной литературе. 78. Народ, Родина, Великий Туркменбаши в поэзии эпохи независимости. 79. Воспевание Священной Рухнама в художественной литературе. 80.0писание уважения к туркменским женщинам в Священной Рухнама Сапармурата Туркменбаши Великого. 81. Воспевание Государственных символов в туркменской поэзии. 82. Песни, рождённые высокой духовностью Священной Рухнама. 83. 0бразы Героя - Отца и Матери - Героини Великого Сапармурата Туркменбаши в туркменской литературе. 84. Художественное воплощение духовности в Книгах жизни Сапармурата Туркменбаши Великого. 85. Вдохновенный патриотизм поэзии Великого Сердара в сборнике стихов "Tiirkmen ilim аmаn bolsun". 86. В эпосе Сапармурата Туркменбаши Великого "Tiirkmenin bas еууаmуnуn ruhy" - чувство гордости и любви к Родине. 87. Высокое чувство ответственности за судьбу Родины в поэтическом букете "Watana howp etjek uc apat" Великого Сапармурата Туркменбаши. 88. Воспевание высокой нравственности и гуманизма в стихотворениях Великого Сапармурата Туркменбаши. 89. Новые поэтические стихотворения в книге Великого Сердара <<Весна моей высокой духовности>> - духовный источник молодёжи Золотого века. 90. Священная Рухнама - источник художественного творчества. 91. Образ Великого Сердара в туркменском искусстве. 92. Развитие туркменской поэзии в Золотом веке Великого Сапармурата Туркменбаши. 93. Моё любимое прозаическое произведение в новой туркменской литературе. 94. Отражение вдохновенной гордости за Народ, Родину, Великого Сапармурата Туркменбаши в новых прозаических произведениях. 95. Сценические произведения, созданные за годы независимости и нейтралитета. 96. Художественное воплощение героического прошлого туркмен в новых сценических произведениях. 97. Развитие литературоведческой науки в Золотом веке Великого Сапармурата Туркменбаши. 98. Книги жизни Великого Сапармурата Туркменбаши - Светоч новой туркменской литературы. 99. Стихотворения Великого Сапармурата Туркменбаши <<Священная Рухнама>>. 100. Поэтический мир Великого Сердара - воплощение высокой духовности. (взято с http://www.livejournal.com/users/komlev/56061.html)
он и не появлялся, а в обиходе - вместе с явлением. Где-нибудь в 30-е, как в Вашей цитате сказано, а? "Детей Арбата" или даже "Кортика" под рукой нету - там бы можно посмотреть.
следует-таки, что таксофон стал телефоном-автоматом не по аналогии с автоматом для газировки (появились на моей памяти, а т.-а. были всегда; впрочем, слышал я, что автоматы для продажи воды функционировали аж в древнем Риме ....), но именно потому, что обходился без барышень. Кстати, я барышню застал: у нас в районе Автозаводской звонок выходил на коммутатор, барышне надо было сказать "Город" и (после гудка) набирать городской номер - или "Завод" - и (гудок был густой, низкий, похожий на заводской, который я тоже застал) попасть в сеть ЗиСа (будущий ЗиЛ).
Барышня, барышня! Дайте Смольный! Ах ты не барышня. ты матрос Балтийского флота. Ну всё равно дай Смольный. Как это - попробую, некогда нам пробовать! (с) Какой-то фильм