Но в статье сказано: "82,1% были русскими (православными или сектантами)". Ощущение такое, что процент купцов среди "сектантов" был гораздо выше, чем среди православных. Литература XIX в. это ещё и гипертрофировала, как и нынешняя - засилье "лиц к.н.". Литераторы, сословие чистое (у которых всё д.б. прекрасно), не читавшие Маркса, имели чёткую нравственную позицию относительно буржуа. Ну кто такой Лопахин? Зарвавшийся плебей с кучей комплексов. А вот если бы пришёл японец с диктофоном и всех сосчитал - был бы совсем другой "В.С."
Нет, я с Вами не согласен насчёт того, что лишь возраст (опыт) различает образы любимца Рабиндраната Тагора в "12 ст." и "З.Т." Опыт Ильфа и Петрова - да, но не опыт О.Б. По крайней мере, об этом в "З.Т." ничего нет. Кстати, в бытность мою студентом этот вопрос много раз дискутировался при большом скоплении народу, поскольку Ильф-и-Петров входили в "золотой фонд", который должен был знать каждый (из нашей тусовки, как сказали бы сейчас), наряду с Гашеком, Ремарком, Олдингтоном, Стругацкими, Шекли, и... Тендряковым. Устраивались блиц-викторины на знание текстов, например: - курил ли Балаганов? (да) - сидел ли Бендер? (да) - что было написано на ведре, хранившемся в машине Козлевича? (Арбатовский родильный дом).
В связи с этим не характерно ли, что обоим своим положительным предпринимателям во втором томе М.Д. Николай Васильевич присвоил инородческие фамилии...
СкрипсуЖ Остап в 12 ст. и З.Т. настолько же два разных человека, насколько я (или Вы) два разных в 25 и 33. Что касается меня, то это действительно очень разные люди.
на которуя я сослался, даёт несколько иную картину. Иноверцы активно двинулись в предпринимательство (точнее - в торговлю) после реформы. К тому времени, когда для православного люда и для классической литературы купеческий образ жизни поределился достаточно ясно. А литература, видимо, отражала как раз процесс размывания сословия...
результаты даёт, как правило, социально-конфессиональный или социально-национальный анализ - что уж поделаешь... Мой скромный ИМХО сложился на основе Салтыкова-Щедрина и прочих: купцы-староверы, скопцы, купцы-татары; предприниматели-немцы. Принадлежность к купеческому сословию Империи давало лицам нетрадиционной идеологической ориентации (в т.ч. русским "сектантам") единственную возможность заработать на достойную жизнь. Кажется, многие из достойных фамилий начала XX века тоже были из староверов. Ежели я опять соврамши - извиняйте... Но! Моё знание не есть абсолютное - оно сложилось на основе чтения русской классики. А ежели почитать современную литературу, то кого мы запишем в сословие предпринимателей? Верхний слой - чёрти чё, а снизу - сплошь членкоры да академики... что подумает грядущий читатель?!
"Национально-религиозный состав сибирского купечества не был однородным. Во многих сибирских городах, кроме того, имелись свои особенности. Однако, несмотря на различия, присутствовали и общие для всей Сибири черты. Одной из таких черт было преобладание практически во всех городах купцов русской национальности, которые, за редким исключением, составляли абсолютное большинство. Так, в Томске, в 1866 г. из 140 купцов 115 или 82,1% были русскими (православными или сектантами). Несколько меньше в 1860-х гг. русских насчитывалось среди мариинских купцов - 75-79%, в то же время в Барнауле этот показатель был практически равен 100%. Как нетрудно заметить по приложению 9, доля русских (православных) в томском купечестве в 1860-1880-х гг. оставалась практически неизменной, колеблясь в переделах 81-83%. В 90-х гг. XIX в. начинается быстрое уменьшения доли купцов русской национальности. С 1887 по 1904 гг. этот показатель снизился с 83 до 66%. Таким образом, есть все основания согласиться с наблюдением В.П. Бойко о постепенном увеличении числа предпринимателей нерусской национальности. Этот процесс, несомненно, связан со строительством Сибирской железной дороги и массовым переселением в Сибирь из Европейской части России."
у меня сложилось впечатление, что купеческое сословие в Российской империи составлялось в весьма большой части из инородцев и "неправильных" христиан. Тогда очень даже понятно, почему предпринимательство - табуированная профессия для православного люда, и, соответственно, для литераторов.