из статьи маститого антисемита И.С.Аксакова: ++ ...как устроить отношение к национальности христианского народа -- такой национальности, которая все свое определение находит только в отрицании христианства, -- и других элементов национальности, даже почти и физиологических не имеет? Если бы евреи отступились от своих религиозных верований и признали во Христе истинного мессию, никакого бы еврейского вопроса и не существовало. ++"Что такое "еврей" относительно христианской цивилизации?", Москва, 8 августа 1864 г.
То есть, проблема была не в "таки" и не в форме носа. Проблема была в вероисповедании. Желательно понимать разницу между официальным советским расизмом и дореволюционными имперскими требованиями. Расизм вообще один из злейших врагов имперского сознания.
Арнольду. Государственный антисемитизм - штука формальная, он на выкрестов не распространялся. Но в обществе к выкрестам относились не лучше, чем к иудеям, а пожалуй ещё и похуже. И уж им-то не прощали ни специфического акцента, ни характерной внешности. Это всё постоянно встречается в воспоминаниях той поры, причём, у самых рафинированных интеллигентов.
Судья и прокурор - это же государственные служащие. Стало быть, они могли быть только православными. (Лютеране или католики, кажется, только в порядке исключения.) А адвокат - частное лицо. Он должен понравиться нанимателю.
Вы применяете "еврей" в советском и современном израильском понимании (по крови и/или по религии) к официальному понятию "еврей" в дореволюционной России. Тогда евреями официально считались люди, исповедующие иудаизм. При переходе в православие проблемы сегрегации снимались, но особенности речи крещением не изменить... Выкрест Тарле обучился в весьма антисемитском Киевском университете и спокойно занимался научной работой в столицах. С 1861 право жительства вне черты оседлости предоставили кандидатам (выпускникам) университетов, лицам свободных профессий, и лицам, желающих получить высшее образование в медицинской академии, университетах и технических институтах. До этого такое же право предоставлялось купцам 1 гильдии, ремесленникам, докторам и магистрам наук, находящимся на госслужбе. Так что еврей-адвокат (не говоря уже о выкресте-адвокате) не был невозможен в 1876 году. Вообще, великий компилятор Солженицын подробно отследил все извивы Российского законодательства о евреях в "200 лет вместе."
Сергею Колинко. Я написала "тeплостанская" потому, что в русских словах Ё произносится только под ударением.
Я не ломлюсь в открытую дверь ни опять, ни впервые. Так была поставлена задача: найти в текстах анахронизмы и прочие несоответствия. Я-то как раз возражаю против такого подхода к литературному произведению: возможно, автор допустил все эти сдвиги сознательно, а даже если и по неведению, то художественная ценность литературного произведения не в скрупулёзном изображении реальности. Но, с другой стороны, когда замечаешь такую ошибочку и не видишь её художественного оправдания, то впечатление портится.
+++ Мог ли он сделать хоть какую-то карьеру, не избавившись от акцента +++ Да, вряд ли. Рассказывает Генрих Падва: Если взять дореволюционную Россию, то я почти не могу вспомнить знаменитых адвокатов-евреев. Ведь и Плевако, и князь Урусов, и Андреевский, и Корабчевский, и Спасович не были евреями. После революции среди адвокатов было довольно много евреев, особенно в последние годы. Это объясняется рядом причин. В период государственного антисемитизма, когда евреям не давали хода, юристу-еврею было некуда податься, кроме адвокатуры. А судьи, прокуроры были исключительно русскими. http://www.webman.ru/number_25/true_2.htm
**Автор: Классификатор истории - 28th July 2003, 14:47:38
Еще был проклятый вопрос: вобла -- эта сама по себе рыба или любая солено-сушеная рыба размером с воблу?**
Любопытно, что в словаре Даля основной вариант "воблы" - "бублица" (!), при этом (насколько помню) не имеется в виду, как эта рыбка приготовлена. С тех пор, понятно, многое изменилось, так что это исключительно в плане истоков и отправных точек.
**Автор: Классификатор истории - 28th July 2003, 16:54:59
Теперь давай еще различать смертность--летальность...**
Летальность - не совсем смертность, а смертность от такой-то и такой-то причины, а также, грубо говоря, убойная сила (в зависимости от контекста).
**Автор: Зануда - 28th July 2003, 18:27:28
А вот как правильно, тёплостановский - или тёплостанский? Будем покупать, готовить и есть грамматически правильно!
Автор: Буквоедица. - 28th July 2003, 19:45:17
По-моему, правильно говорить "теплостанский". Кстати, Теплостанская возвышенность - это один из отрогов Среднерусской возвышенности. **
Я бы тоже написал через "е", но остаются сомнения - то ли чередование "е" и "ё", то ли пренебрежение "ё" на основании того, что "и так понятно, где что".
**Автор: Grrub - 28th July 2003, 19:07:47
С устранением слова "надеть", коего мне немного жаль, из языка устранилась и некоторая несправедливость/нелогичность. Почему было "надеть", но не было "набуть" (у Кассиля только встретилось мне). **
Я тоже когда-то думал - как же так, "надеть" есть, а где же "набуть"? Потом понял - РЯ не основан на логике, и всё правильно.
2 Буквоедица Опять Вы ищете у Акунина несоответствия, да только ломитесь в открытую дверь! Литератор не обязан придерживаться всех деталей хотя бы потому, что нет такого закона, да и пишет он для нанешних читателей. Другое дело - развлечение для эрудитов. "В данном отрывке найдите 10 несоответствий".
Аблакат Балалайкин - XIX в., Россия, Салтыков-Щедрин - "Современная идиллия", например. А вообще у него часто об этом сословии. И отношение примерно такое же, как в нынешних США: - "А это, детки, фотография вашего дядюшки Джека, знаменитого адвоката!" - "Как это ему удалось?" - "В детстве он был брошен родителями... и воспитан волками!"