Буквоедица 06.11.2002 14:15 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Швивая горка. Золото. |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Насчёт "вшивости" - это лабуда, народная этимология, по-научному. Это её потом стали называть вшивой. У меня где-то есть книжка по московской топонимике, надо поискать.
Насчёт звязи золота и экскрементов надо копать в сторону древнейших обрядов и верований. Какая-нибудь там сакрализация какашек...
Вот существует ( Самойлов нам рассказывал) копрофилия. Это воспроизводится детское отношение к собственным какашкам - гордость, восхищение и т.п. Может быть, у древних тоже было какое-то поклонение экскрементам? А потом, в более сознательном возрасте, - замена, наподобие карнавализации.
|
Crusoe 06.11.2002 14:06 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Словарь Ушакова |
|
А вот Ушаков:
>>
ЗОЛОТАРЬ
ЗОЛОТАРЬ, золотаря, м. (устар.).
1. Золотых и серебряных дел мастер (спец.).
2. Профессионал по очистке отхожих мест, ассенизатор (разг. эвф. шутл.).
>>
Ушаков отмечает ироническое, шутливое происхождение золотаря - парашника, по контрасту с золотом и золотых дел мастером.
Интересна в этой связи история с "золотой ротой" - исходно так называлось элитное подразделение лейб-гвардии, составленное из ветеранов. Сейчас имеет противоположное значение. Но здесь этот переход очевиден.
|
Буквоедица 06.11.2002 14:05 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Ять. Параша. |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Да я догадалась, что это не ять. Но буква очень похожая, ни с чем не спутаешь. А настоящий ять, который я добавила у себя для Ворда, на форуме превращается во последовательность чёрт-те чего.
Про парашу ответа нет. А парашника мы , помнится, у Даля сразу обнаружили. Там ещё было "парашничать" - промышлять золотарным делом.
|
Ульяна 06.11.2002 13:56 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Арнольд |
|
А что ау?
Никаких ассоциаций пока.
Разве что вспомнить, что желтый цвет - это священный для нас и аж до Китая, кажется.
Во времена Перуна мы богаче были - золота поболе, чем у славян водилось. Но это всё - ерунда.
Желтый - сара
З - не по-чувашски.
Ближайшее - салат - это солод и разбрасывать, раздавать, распространять.
Тут мне нравится толкование снов и в народе и у Фрейда - навоз, дерьмо - это к богатству.
А как раньше добывали золото? Плавили как? Не в золе ли просеивали и возили?
|
Crusoe 06.11.2002 13:18 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Арнольду |
|
Я тут тоже кое-что накропал. Чистый доход выражается в обосновании связи "зола" -> "золото" и корни эти - в славянском язычестве. До фекалий ещё далеко, однако есть некоторое продвижение.
>>
Б.А.Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)
Гл. 3.Связь с загробным миром и вытекающие отсюда функции Волоса и Николы
П. 1. ОСНОВНОЙ МИФ И ЕГО ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ: ПЕРУН И ВОЛОС КАК МАНИФЕСТАЦИИ ГРОМОВЕРЖЦА И ЗМЕЯ И ИХ ХРИСТИАНСКИЕ ЗАМЕСТИТЕЛИ.
>>
Генеральная идея: Перун - огонь, Волос (Велес) - его противник, змей, непосредственно связан со смертью и обитает у входа в загробный мир.
Далее,
>>
Следует далее отметить связь загробного царства с золотом; как констатирует Пропп (1946, с. 263--264), в русских сказках Увсе, сколько-нибудь связанное с тридесятым государством, может принимать золотую окраскуФ и, наоборот, -- Увсе, что окрашено в золотой цвет, этим самым выдает свою принадлежность к иному царству. Золотая окраска есть печать иного царстваФ (ср. еще: Афанасьев, I, с. 122; Афанасьев, II, с. 290--291, 546, 548; Петрович, 1939, с. 41; Велецкая, 1968, с. 198), ср. характерное представление о царстве мертвых как о стране с золотыми горами, где растут деревья с золотыми плодами, а люди живут в золотых домах (Цейтлин, 1912, с. 156; Бернштам, 1978, с. 59); косвенное отражение этой связи может быть усмотрено, вероятно, в к р а с н о м трауре, принятом в украинском погребальном обряде, где УкрасноеФ может трактоваться как вариант УзолотогоФ (ср. о красном цвете как атрибуте противника Бога Громовержца: Иванов и Топоров, 1974а, с. 147). Вместе с тем связь с золотом характерна и для Волоса, что находит отражение, в частности, в клятве русских дружинников 971 г. в УПовести временных летФ. Если в договоре с греками 945 г. дружинники клянутся только Перуном и призывают на себя в случае нарушения клятвы смерть от собственного оружия, то в договоре 971 г. помимо имени Перуна фигурирует имя Волоса и, соответственно, к смерти от своего оружия прибавляется другое наказание: Уда будемъ золоти яко золотоФ; первое наказание, связанное с оружием, безусловно, соотносится с Перуном, второе же, связанное с золотом, -- с Волосом (Иванов и Топоров, 1965, с. 15; Якобсон, 1969, с. 582); отсюда и реконструируемая Якобсоном (1969, с. 586) связь Волоса с желтизной, где УжелтыйФ и УзолотойФ выступают как взаимозаменяемые варианты. Не менее показательно и то, что в русских сказках леший -- представляющий собой, как мы увидим ниже (з III.5.1), также одну из ипостасей Волоса, -- может быть представлен Узолотым человеком, огромного роста дедушкойФ или же медным, бронзовым и т. п., где УмедныйФ и УбронзовыйФ выступают как синонимы УжелтогоФ (УзолотогоФ); по словам Проппа, Ув русской сказке бронзовый (медный) человек всегда имеет лесную природуФ (Пропп, 1946, с. 143--144) Прим. 56.
>>
И вот оно, Примечание 56:
>>
56 Отсюда объясняется, по-видимому, и этимологическая связь слов золото я зола (ср.: Фасмер, II, с. 103). О соотнесенности золы и пепла с противником Бога Грозы мы говорим в экскурсе VIII. Ср. вообще целебные свойства золы и пепла, их связь с плодородием, а также с гаданием, колдовством и т. п. (Афанасьев, II, с. 18, 31--33; Афанасьев, III, с. 642; Максимов, XVIII, с. 143, примеч. 1, с. 190; Зеленин, 1914--1916, с. 233); особое значение при этом принадлежит золе, собранной в Великий четверг.
>>
Уже теплее. Прослеживаются некие мотивы: золото, как зло, символ змея, загробного царства etc. Это уже что-то даже не библейское, а некий архетип.
Вспоминается ещё и Веспасиан с его нужниками и доходами от них, которые не пахнут.
|
Арнольд 06.11.2002 13:01 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Crusoe |
E-mail: arno1251@mail.ru
|
Понятно, тут немало вопросов. Но я подкину еще пару полешков, составленных из ассоциативных звеньев.
1) Фекалии - навоз - удобрение -- добро
2) "Ништяк" вроде бы означает также и "навоз" (Ульяна, ау!).
Очевидно, что в "золотарь -- золото" связь значений слов лежит где-то в иной плоскости. Подспудные соображение о цвете, отходах, удобрениях и проч. могли сыграть лишь вспомогательную роль, быть катализатором контаминации. Исходный толчок же могло дать что-то совершенно другое.
Вот возьмём книгу Гиляровского о Москве. Цитата: %Между бочкой и лошадью на телеге устроено веревочное сиденье, на котором дремлет "золотарь" - так звали в Москве ассенизаторов.%
Отчего немало попутешествовавший по России Гиляровский делает оговорку "так звали в Москве"? Может, это чисто московское словечко? Происшедшее, скажем, от какого-то топонима?
Эвфемизм мог быть связан и, например, с "Золотой Ордой" в ироническом смысле, и даже по принципу противопоставления (г*** -- золото), метатезы (типа "лазатарь"-- "золотарь") и прочее.
Я попробовал поискать в этом направлении и вот что нашел:
(http://in.msk.ru/rus/streets/011.shtml)
Облагороженные названия
Знаменитая высотка на Котельнической набережной сейчас прикрывает подножие Таганского холма, который 200 лет назад называли Швивой горкой. Странное название. Все открывается, если переставить местами первые две буквы - Вшивая горка (это же не гора, а холм, горка маленькая, <<вшивая>>). Но из желания выражаться <<благородно>> москвичи употребляли это слово с искажением, переставляя буквы. Наверное, не хотелось поганить свой город даже таким названием.
А вот еще пример <<благородного>> употребления названий. В прошлом веке ассенизаторов называли <<золотарями>>, а то, что они выгребали из ям - <<золотом>>. Улица, по которой был проложен маршрут для ассенизационных обозов, направлявшихся за город, получила в результате название Золотая (недалеко от Измайловского парка, ближе к Окружной дороге). А была еще одна Золотая улица, на которой жили золотари-ассенизаторы, теперь она называется Щукинская.
|
|