Слово за слово – 20/06/2003
О тонкостях управления
Решила я заняться фитнесом. Пошла в одно из новомодных заведений – узнать, что почем, и в прямом, и в переносном смысле. Хотелось получить максимум при минимуме затрат. Вопросов о том, как это сделать, у меня было много, и девушка-администратор посоветовала: “А вы поговорите с начальством”. И кивнула на дверь с табличкой: “Управляющий клуба”.
“Ошибочка вышла”, - прошептала я себе под нос, желая совершенства во всем, в том числе и в падежном управлении. Но заветную дверь толкнула. А после того, как симпатичный молодой человек познакомил меня с возможными скидками и способами вписать занятия спортом в плотное рабочее расписание, готова была уже об “ошибочке” забыть. И все же, прощаясь, полюбопытствовала: “А почему у вас на кабинете значится: управляющий
клуба?” “Да должность у меня такая…” – смутился молодой человек.И тут я задумалась. Я-то хотела, чтобы он клубом управлял. В словаре сочетаемости слов русского языка черным по белому написано: управлять, руководить можно чем-то или кем-то — хозяйством, процессом, людьми. Но управлением может называться как сам процесс руководства, так и осуществляющее его административное подразделение или даже целое учреждение. С этой точки зрения мой собеседник в равной мере может быть и управляющим клубом, то есть человеком, который руководит предприятием и, вникая во все тонкости, ведет его дела, и управляющим клуба, то есть одним из членов клубной администрации. В первом случае словом “управляющий” назван род деятельности, во втором - конкретная должность. Столь же конкретная, как и должность, например, директора или администратора клуба.
Тут услужливая память подкинула еще примерчик. Кто выдает нам паспорта и следит за общественным порядком? Управления внутренних дел. Какие организации обеспечивают реализацию гарантированного нам Конституцией права учиться? Управления образования. И в том, и в другом случае имеются в виду некие административные структуры. Зависимое слово в словосочетании обозначает область администрирования: внутренние дела государства, образование граждан (родительный падеж в этом случае указывает на отношение принадлежности управления к этой области). Но вот в чем парадокс: управления образования в соответствующем федеральном законе названы органами управления образованием. По-видимому, авторы текста закона хотели подчеркнуть руководящую роль этих структур, тот факт, что они призваны следить за процессом овладения народом необходимыми ему знаниями. Тот же нюанс можно уловить, сравнив любое Управление внутренних дел с Управлением делами,
к примеру, президента или мэрии. В первом случае имеется в виду нечто очень абстрактное, во втором внимание фокусируется на конкретной административно-хозяйственной деятельности соответствующей управленческой структуры. Управление – это искусство, во всяком случае, процесс, требующий творческого подхода. А значит, и творительного падежа в словесном управлении – как вам такая ассоциация?…Впрочем, какой бы падеж не выбрать, с управляющего клуба всегда можно спросить за то, как он этим клубом управляет. К этой утешительной мысли я пришла уже почти на пороге заведения, обещавшего воплотить мою фитнес-мечту в реальность.
“Все в порядке? – спросила администратор, тут же гордо добавив: - иначе и не могло быть, наш управляющий всегда идет навстречу клиентам…”.
Ольга Северская
Радио “Арсенал” для газеты “Время МН”