Данное конкретное выражение про удава я тоже слышал, но стало оно общеизвестным после фильма "Маленькая Вера", если я не ошибаюсь.
То есть Вы полагаете, что фильм "Маленькая Вера" видели все. И даже настолько прониклись, что запомнили из него какие-то фразы?
А я не видела. И среди моих знакомых нет никого, кто бы цитировал этот фильм. Видел ли кто - я не спрашивала.
Dassie
А! Я, кажется, поняла Вас: когда речь идёт о реально существовавших людях, то Вас настораживает, когда автор рассказывает о них то, чего он сам видеть и слышать не мог.
То есть конфликт условности художественного повествования и реальности персонажа.
Причём настораживает именно в тех случаях, когда очевидно, что автор не мог сам это видеть и неоткуда ему узнать, как оно было на самом деле.
Между тем мы все с восторгом читаем разнообразные мемуары, записки и воспоминания, в которых автор рассказывает о множестве известных реально существовавших и даже ныне здравствующих людей и явно присочиняет для занимательности. У нас как бы есть соглашение: не любо - не слушай, а врать не мешай.
Значит, дело в этом самом соглашении между автором и читателем о мере условности.
Я, когда читала Чудакова, то не сразу почувствовала, что автор не просто рассказывает о своём детстве и юности, что есть какая-то игра. Почему он то повествует от первого лица, то говорит о герое в третьем лице? Почему он назвал это "роман-идиллия"? Я его стратегию поняла так, что он заманил меня читать роман под видом воспоминаний, зная, что я романов не читаю.
Эти литературоведы - они знают нечто о психологии чтения, о том как играть с читателем. Времена бесхитростных повествований прошли.
В общем, вышло второе издание, дополненное. Буду читать ещё раз.