"Надо вообще принять во внимание всё искусство, всю хитрость этого политического дебатёра, имевшего единственное в своём роде историческое счастье - оставить потомству свои речи в том виде, как он их сам препарировал после произнесения, между тем как голоса его противников безнадёжно утрачены" (с) Р.Виппер
+++ И почему не захотел отстаивать свои взгляды в Курилке? +++ Крузо -- совершенный кремень, у меня бы духу не хватило... Вот цитата из письма (разрешение на публикацию получено): Арнольд, Всё достаточно просто. Пребывание в Курилке и, рикошетом, на ГПР сделалось для меня невозможным из-за того, что (увы!) большинство присутствующих там стало, в силу глубоких мировоззренческих различий, индуцировать, пробуждать во мне весьма неприятные чувства: например, устойчивую неприязнь к эмигрантам из России и - что совсем плохо - отчётливую национальную неприязнь. Дабы не поощрять прорастание в себе такого безобразия, я устранил причину. ++ Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. ++
Эту фразу Цицерон произнёс в речи, посвящённой казни римского гражданина Гавия. Вот текст: 162. Так на самой площади Мессаны {Теперь Мессина в Сицилии.} секли розгами римского гражданина {Гражданина Гавия.} судьи; но среди страданий и свиста розог не было слышно ни единого стона, ни единого слова этого несчастного, кроме лишь слов: "Я римский гражданин!" {По римскому праву запрещалось наказывать гражданина без суда.} Этим заявлением о своем гражданстве он думал избавиться от всех ударов и от всех мучений; но он не только не добился того, чтобы умерилась сила розог, - нет, в то время как он умолял и все чаще и чаще указывал на свое гражданство, готовили крест, - да, крест для этого несчастного и замученного человека, который раньше и не видел никогда этого поганого орудия. 163. О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством!.. О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую, наконец, ему возвратили! Неужели все это настолько отошло на задний план, что связанного римского гражданина в провинции римского народа, на площади союзного города подвергает бичеванию тот, кто своими фасцами и секирами {Атрибуты власти римского консула.} был обязан благодеянию римского народа?
Теперь параллель с апостолом Павлом: см. Деяния, 22 (ап. Павел в Иерусалиме) 24 тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. 25 Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?
Цицерон уподобился Иоанну Крестителю (хронологически, конечно, наоборот) тем, что его голова была доставлена заказчику (Марку Антонию). Это случилось в 43 до н. э. http://encycl.accoona.ru/?id=70085
Сорри, про Павла ничего не могу рассказать: с христианством знаком только по Суперзвезде, поскольку от Евангелия и Библий в голове ничего практически не удержалось, кроме того, как мужики долго и занудливо друг друга рожали в самом начале.
Не хотите же вы намекнуть, чтоб я туда сразу этанол наливал, не проверив предварительно практикой его трёхмерность! Семь раз отмерь -- один налей. Чтобы не было мучительно.