Эти гармоники можно увидеть, закрепив один конец скакалки (или просто бельевой веревки) и раскручивая её за второй. Подбирая натяжение и частоту раскручивания, можно получить гармоники вплоть до 8-й (а может и выше, но у меня не получалось).
<<<совершенно непостижимые греческие корни>>> Дааа..... Неисповедимы пути и тропинки словообразования!
Чтобы стаканы звучали стаккато (ах, как поэтично звучит! ну где же наши стихотворцы?), надо чокающимся обхватить их рукой поплотнее. Если, конечно, стаканы стеклянные, а не деревянные или оловянные.
Ах, каждое из них есть поэма! Диминуэндо (ант. к известному всем крещендо )-- постепенное убывание звука Стаккато -- отрывистое звучание (напр. стаканов друг об друга, "камушки") Аллегретто -- оживлённо, грациозно, напр. Напр. Она аллегретто обернулась и престо защебетала. Доминанта (хм... а саданты нет) -- квинта от тоники (или пинта джин-тоника) вверх. Напр. Он взял свою ежедневную доминанту.
Куздре: Что интересно, смысл флажолета не замыкается в чистом обертоне струны: ФЛАЖОЛЕТ м. 1. Старинная продольная флейта высокого регистра. 2. Органный регистр флейтового типа. 3. Мягкий свистящий звук, напоминающий звучание флейты, получаемый при прикосновении пальца к определенным точкам струны в щипковых и смычковых музыкальных инструментах.
Происходит фр. flageolet (флейта) от лат. flabeolum с тем же значением и восходит к лат. flare (дуть). Так что "флажолет" является когнатом англ. глагола to blow, имеющего совершенно непостижимые греческие корни. http://www.m-w.com/cgi-bin/dictionary?book=Dictionary&va=blow
О! Флажолет - это, пожалуй, самое мое любимое "музыкальное" слово. Ну, по крайней мере, одно из. Во-первых, слово волшебно красивое. Во-вторых, прочно ассоциируется у меня со временем, когда я его впервые услышала - летом после восьмого класса, в колхозе, где мы целый месяц ударно трудились и были абсолютно счастливы. Помню свой восторг от этого "фокуса". А первое, чем я занялась после самостоятельного извлечения флажолетов посередине струны, на седьмом и пятом ладах (где струна делится в соотношении 1:2 и 1:3) - это поиск точек, "обратнах" седьмому и пятому ладам, где можно сделать то же самое. Как-никак в физматшколе училась! И как поразительно было обнаружить, что точки эти расположены не где попало, а над самым последним ладом грифа и точно над серединой отверстия!
Объяснение такое: уравнение малых колебаний струны имеет множество решений, которые все можно представить в виде суммы "элементарных" с частотами F, 2F, 3F, 4F..., где F соответствует основному тону. "Чистое" колебание с частотой nF как бы разбивает струну на n отрезков одинаковой длины, причем точки разбиения неподвижны, а соседние отрезки колеблются в противофазе. Поэтому если прижать струну на расстоянии 1/m ее длины от края, то частоты, не кратные mF, будут заглушены, а кратные -- останутся (у них эта точка все равно неподвижна). На слух это соответствует повышению частоты в m раз (m=2, 3, 4, 5, 6 соответствует 12, 19, 24, 28, 31 полутонам).