На рынке - школьные ранцы. С рисунками. На рисунке - моложавый вождь мирового пролетариата в рубашке и подтяжках со зверской ухмылкой показывает средний палец. И надпись: Fucking revolution.
Вчера зашёл в магазин "Школьник." Там такие серии, для школьного чтения. О времена! О нравы... В одной из серий "Санин" и "Женщина, стоящая посреди"...
Фразу: "Дерево свободы должно орошаться кровью патриотов" произнёс Барер, сославшись на то, что "так говорили античные авторы." Замечательный историк и знаток античной литературы Маколей в эссе "Барер" отметил, что ни у одного античного автора он не нашёл ничего подобного и не без оснований предположил автором фразы самого Барера...
***Этот шаг Хлодвига породил легенду, согласно которой Хлодвиг во время сражения при Толбиаке, попав в затруднительное положение, в отчаянии стал молиться <<богу Клотильды>> (Клотильда, его жена, была христианкой). Одержав победу, король и принял христианство ***
Не нужно забывать о значении для крещения Хлодвига деятельности св. Женевьевы (которой я, как-никак, посвятил стихотворение, причем мною самое любимое; поэтому считаю долгом напоминать о ее приоритете ).
*** Преподобная Женевьева Парижская (Ж ок. 500 г.) -- из знатной галло-римской семьи. В 14 лет приняла монашество. В 451 г. своими молитвами избавила Париж от нашествия Аттилы. В 488 г. во время осады Парижа Хлодвигом, прошла через вражеский стан и привела в голодающий город 12 судов с хлебом. Париж всё же капитулировал перед франками, но Хлодвиг склонился перед святой. Вскоре преподобная Женевьева стала опорой его жены христианки Клотильды и содействовала обращению короля. Святая покровительница Парижа. Память 3 января *** http://inokinf.by.ru/library/history/orthodoxy_history/short.html
++ Почему-то в доступном мне словаре крылатых слов авторство этого выражения приписывается лицу, жившему несколько позже. Не мог же М. Гаспаров в свой перевод Горация включить такую грубую аллюзию! Не думаю. ++
"Не верю!" - вскричала Мизолог.
Но вера без разума слепа и это надо доказать! Будет трудновато - Станиславский всё-же высказался так до рождения Гаспарова... Мало ли кто говорил и писал "Не верю!" по самым различным поводам, но мы-то говорим о крылатой фразе... То есть желательно показать, что Станиславский перепёр фразу у Горация - до Гаспарова, надо полагать.
И я сжег всё, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал.
Цитата из стихотворения И. С. Тургенева, вложенного в уста Михалевича, действующего лица романа <<Дворянское гнездо>> (1859). Эта же мысль встречается раньше, в статье П. А. Вяземского <<Взгляд на литературу нашу после смерти Пушкина>> (1847). Говоря о том, что Сент-Бев был поклонником Шатобриана, но потом, изменив свои взгляды, издал книгу против него, Вяземский писал: <<Он сжег то, что прежде обожал>> (Полн. собр. соч., т. II, СПб. 1879, с. 351). Выражение это французского происхождения, чем и объясняется различие формулировок Тургенева и Вяземского (перевод французского глагола <<adorer>> -- обожать что-либо или поклоняться чему-либо). Выражение восходит к преданию об основателе Франкского государства Хлодвиге (ок. 466 -- 511), принявшем христианство в 496 г. Этот шаг Хлодвига породил легенду, согласно которой Хлодвиг во время сражения при Толбиаке, попав в затруднительное положение, в отчаянии стал молиться <<богу Клотильды>> (Клотильда, его жена, была христианкой). Одержав победу, король и принял христианство. Архиепископ реймский Ремигий (ок. 440 -- 533), совершавший обряд крещения, по преданию, сказал Хлодвигу: <<Поклонись тому, что сжигал, и сожги то, чему поклонялся>>. Предание об этом сохранено Григорием Турским (ок. 540 -- 594), труд которого <<Historia Francorum>> является первоисточником по средневековой истории Франции (предание о Хлодвиге находится в кн. 2, гл. 21). <<История Франков>> впервые издана в 1522 г., а материалы из нее научно обработаны Огюстэном Тьерри (1795 -- 1856) в имевшей громадный успех книге <<Recits des temps merovingiens>> (<<Рассказы из времен меровингов>>, 1840), хорошо известной и русскому читателю. В дальнейшем легенда о крещении Хлодвига стала неизменно вводиться почти во все популярные книги по истории Франции. Выражение применяется для характеристики ренегатства. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru/?file=arhiv&liter=9&id=all&page=21
Он сжёг свою руку на жертвеннике пред врагами, осадившими Рим, дабы показать им стойкость римского духа. Враги якобы устрашились и ушли обратно в свою варварскую Европу. Правда, позднейшие исследования показали, что в ту пору Рим они всё-таки взяли и в очередной раз разграбили. Так что Скевола/Сцевола - это такой символ для воспитания юношества, классический сюжет навроде Минина/Пожарского.