Crusoe 06.11.2003 18:24:13 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Что касается Хармса, |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
то он решал задачу очищения нашего восприятия от излишеств и стереотипов и его кажущееся ерничество - шоковая терапия, попытка взглянуть на мир и, в том числе, на литературное пространство незамутнённым глазом. Боюсь, что Катаев таковых задач не ставил.
|
NN 06.11.2003 18:09:41 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Взглянуть на текст |
E-mail: naraz@tula.net
|
А собственно, чем АМВ не мемуар? Субъективностью? Но это - как раз часть жанровых норм; всякий мемуарист не исследование пишет, а вспоминает именно то, что он сам видел - и никто больше.
Условностью персонажей? Но она сводится всего лишь к замене имён прозвищами. Остальной вымысел сводится к известной формуле "в мавзолее на раскладушке полежать". При этом Катаев заимствует и чужие воспоминания - не то чтобы явно выдавая их за свои, но в общем контексте они воспринимаются именно так.
"Снижением" фигур? Не возьмусь утверждать, но полагаю, что в то время канона изображения большинства фигур из этих "антимемуаров" (не считая Маяковского да, м.б., Есенина) ещё попросту не было. Бунин в момент публикации ТЗ уже являлся Автором из Учебника? К тому же многие мемуары именно на снижение и работают - все эти "Байроны в халате" и т.д.
Да, безусловно, Катаев мастер. Он знает, что можно, а что нельзя. "Припятнать" себя можно. В конце концов, если ему это прощали Великие - и даже сами были не чужды мелочной жадности, как в эпизоде с голубцами - как может не простить читатель?
|
Crusoe 06.11.2003 18:08:05 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Катаев |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
По-моему, если пишешь о людях, более чем известных, нужна некоторая доля душевной деликатности. У Пушкина есть письмо к Вяземскому, где говорится так: ++ Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава богу, что потеряны. ... Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. ... Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. -- Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок -- не так, как вы -- иначе. ++
Позволил бы себе бы Пушкин голубцы? Думаю, нет.
|
Киевлянка 06.11.2003 17:28:33 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Буквоедице |
|
В "Траве забвения": Теперь я так писать стесняюсь. Постарел. Остепенился. Пора и о душе подумать, стал мовистом. Вряд ли Катаев остепенился и начал писать пародии. По-моему, всё очень серьёзно. Он так видел (и тут трудно удержаться от оценки его как человека). И это своё видение ему было важнее исторической правды, поэтому и не сверял цитаты.
|
Буквоедица. 06.11.2003 16:55:11 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: NN |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Я всё-таки не считаю ни "Святой колодец", ни "Траву забвения" (оттуда эпизод с голубцами Бунина), ни тем более "АМВ" мемуарами. Автор подчёркнуто субъективен, поэтому он и цитирует по памяти. Ну, что ему трудно было проверить цитаты хотя бы из Пушкина? Это позиция: я так это запомнил, мне так видится. Любимую фразу из Олеши про ветку, полную плодов и листьев, он повторяет в разных местах по-разному и нигде - точно. Это антимемуары, а "АМВ" - просто пародия на мемуары. По-моему.
|
Буквоедица. 06.11.2003 16:34:25 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: NN |
E-mail: feigel@com2com.ru
|
Давайте ненадолго забудем о личной неприязни к человеку В.П.Катаеву и попробуем всё-таки непредвзято взглянуть на текст. Он явно написан опытным писателем, это не просто поток воспоминаний обо всём подряд. Возможно, человек В.П.К. и склонен был прощать себе недостатки, но это не значит, что писатель В.П.К. не понимал, какие черты привлекательны для читателя, а какие - нет. Ему ничто не мешало не включать эпизод с голубцами в текст, а вместо этого сочинить что-то глубокомысленное, якобы сказанное Буниным. Попытаемся догадаться, для чего понадобился этот эпизод. Первое, что приходит в голову - времена были голодные. Второе - что Катаев последовательно снижает образ великого писателя, которого считает своим учителем. Позиция у него такая: я же не описываю, как Бунина требует к священной жертве Аполлон, я рассказываю о быте, о житейских делах. О великих было принято писать в жанре жития, Катаев писал антижитие.
|
NN 06.11.2003 16:19:48 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: А вот как |
E-mail: naraz@tula.net
|
это было: Заслуживает быть упомянутым то обстоятельство, что в 1930-е гг. К. помогал семье Мандельштамов материально. Свидетельство В. В. Шкловской-Корди: <<Осип Эмильевич говорил Катаеву: "Почему ты так... Назначь мне сто рублей в месяц. Тебе это ничего не стоит. Но регулярно. Чтобы мне не просить каждый раз">>
|
NN 06.11.2003 16:15:52 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Надежда Яковлевна, |
E-mail: naraz@tula.net
|
по-моему, авторитетом в области этических оценок не была. Без сарказмов - возможно, просто потому, что испытывала благодарность. Хотя... <<"Я люблю модерн", -- зажмурившись говорил Катаев, а этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег>>
|
|