*** В "Рассказах о детях" В.Вересаев приводит такой случай: "Мальчик Игорь. Всех изводил вечными надоедливыми вопросами: "почему?" Один знакомый профессор психологии посоветовал: -- Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!" Увидите, очень быстро отвыкнет. Вскоре: -- Игорь, не лезь на стол! -- Почему? -- Потому что нельзя на стол лазить. -- Почему нельзя на стол лазить? -- Потому что ты ногами его пачкаешь. -- Почему ногами пачкаешь? Строго и веско: -- Потому что перпендикуляр! Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза. -- Пек...пер...куляр? -- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай! Так несколько раз было. ... *** http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivin_logik/ec6.aspx
Судя по всему, это опубликовано в "Рассказах о детях", которые выходят в состав "Невыдуманных рассказов". Есть у меня информация об одном из изданий этой книги (видимо, не единственном): В.Вересаев. "Невыдуманные рассказы". Москва, "Худ.лит.", 1968. Мне хотелось бы убедиться, что этот эпизод действительно есть у Вересаева, и (программа-максимум) узнать данные книги и страницу. Если у кого-то есть "Невыдуманные рассказы" - поглядите, пожалуйста!
*** происхождение (а может, даже авторство) выражения "потому что перпендикуляр"? ***
Нашел две версии. По одной, эту фразу можно найти в какой-то книге Льва Кассиля. По другой, более правдоподобной - в фельетоне Семена Нариньяни. Прямых ссылок на источник пока не обнаружил.
Но этика всё-же была. Россия до реформ Александра II была страной дворянской "сверху" и страной социалистической "снизу" - крестьянская община была весьма социально ориентирована - не зря народники считали, что социализм в России уже есть. Понятно, каково отношение к буржуа было у дворян и крестьян из общинного "мира". Добавим, что социалистическую крестьянскую общину Витте и Столыпин стали ломать лишь за 8-10 лет до войны и за 10 лет ничего с крестьянской этикой не произошло. Дворянская же этика признавала со скрипом лишь бизнес при казне, при государстве. Возвращаясь к литературе: мы начинаем искать образ предпринимателя не у Пушкина. Мы начинаем искать его у тех же шестидесятников, носителей той же общественной этики, то есть обозреваем те же 50 лет отображения в их произведениях России - страны, идущей от крепостного права в не совсем понятном направлении и в обстановке межеумочных реформ.
Подавляющая масса православных, то есть крестьяне, до 1861 года просто не могла заниматься коммерцией в значительных масштабах в силу крепостного положения. Для дворян, коммерция не была достойным делом. Поэтому, к моменту раскрепощения крестьян, ниша была уже занята изгоями - например, теми же раскольниками или евреями - в тех областях России, где они составляли значимый % населения. В российской Польше это были евреи, на Юге - греки, в Сибири - раскольники, в Прибалтике - лютеране, в Поволжье - немцы и т.п. Естественно, что под внешним давлением создавались некие этнические торгово-промышленные синдикаты, нацеленные на взаимопомощь при вторжении "чужих". Но что интересно: "нетитульные", похоже, доминировали в торговле, а "титульные" - в производстве. Это понятно, для производства нужен рынок рабочей силы, то есть (до 1861 года) крепостные. А кроме дворян крепостными по закону владеть не мог никто, свободного рынка труда не было. Помимо этого, для производства нужна земля. И, наконец - торговля ликвидна, что важно для изгоя: в любой момент можно забрать деньги, распродать чохом товарные остатки и исчезнуть. А фабрику быстро не продашь... Тем самым, к 1861 году сложилась ситуация, когда у нетитульных были нажитые торговлей деньги, навыки и прочные связи, а у титульных - обнищавшие дворяне, с презрением относящиеся к коммерции и массы неграмотных крестьян, разорённых реформой, которые и хлынули в города неквалифицированной рабочей силой. Соответственно, нетитульные быстро перехватили (вернее, подхватили) инициативу при открывшихся возможностях. Коммерция стала областью, в которой активно оперировали иноверцы, сосущие кровь трудового дворянства и не менее трудового крепостного крестьянства. Для формирования полноценного предпринимательского слоя, история отвела России всего 53 года (1861 - 1914), даже и того меньше - промышленный бум в России начался только в 80-е.
Как выяснилось, правильно купцы, происходящие из Калуги, назывались Дегтерёвы, и о них есть в книге В. Ковалинского "Меценаты Киева", Киев, 1998, стр. 175-184 (в энциклопедии данные отсюда).
Да, конечно. Но создаётся впечатление, что у православных тоже было какое-то ограничение на занятие предпринимательством. Не закон, а какое-то этическое, может быть? И сейчас ведь на предпринимателей народ смотрит косо: мол, от трудов праведных не наживёшь палат каменных. А у староверов этого предубеждения не было.
Дело в том, что у раскольников и иудеев были ограничения по поступлению в государственную службу и это обстоятельство выдавливало их в частные промыслы.