Grrub 06.10.2003 19:10:19 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: =>NN |
E-mail: ruben@pcmag.ru
|
А не христианская ли это проблема? У Алана Уоттса, кажется, вычитал я когда-то, что большинство проблем современной цивилизации порождено позднехристианским тезисом о принципиальной возможности Царства Света.
|
Grrub 06.10.2003 19:07:19 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: =>Crusoe |
E-mail: ruben@pcmag.ru
|
Вовсе и не чистая техника между пистолетом и револьвером. Поворачивается, вращается барабан, revolve, извините за выражение. В английском его название очень даже описательное. И в "революции" англоязычные "переворот" слышат.
|
NN 06.10.2003 19:02:41 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: У Стругацких |
E-mail: naraz@tula.net
|
конечно, есть исходное допущение - "Мир без корысти существует". Но они этот мир постоянно проблематизируют. И чем дальше, тем безысходнее.
Интересно другое: собственно, успешность С. как фантастов была в том, что они смогли окружающий их этос сделать основой лит. текстов. То есть они популяризовали этос И. И при этом - не закрывали глаза на существующие проблемы. Правда, проблемы всё больше специфические, интеллигентские...
|
Crusoe 06.10.2003 18:51:43 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Я о конструкции |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
разумного мира у тех же Стругацких: почему корысти нет? А так принято... А что миром движет, если нет корысти? Творческие порывы или борьба с внешними врагами, с природой, "бремя разумного человека..." Войскунский и Лукодьянов обзывали корыстных "едоками" в "Плеске звёздных морей," но - обойти наличие таковых вообще не решились. А вот ещё рецепт: ++ В ту пору еще не было такого изобилия жилой площади, как сейчас, и норма - комната на человека - еще была в силе. Это теперь, когда за одни сутки воздвигаются гигантские дома из аквалида, вы можете, если вам в голову придет такая нелепая идея, заказать для себя личный дворец. В Жилстрое удивятся вашей причуде, но заявку удовлетворят - и через день вы въедете в свой дворец, а еще через неделю сбежите из него от скуки. ++В.Шефнер, "Лачуга должника."
Что касается упреков в эгоизме и небрежении И. самозабвенным: воспроизводится безусловно. Варвара с большим бюстом и службой быть обязана и её место - при кормлении И.
++ ...Тургеневу пришлось выслушать рисующий Белинского упрек, обращенный им к жене, напоминавшей, что стынет поданный обед: "Как можно думать об этом, когда мы еще не кончили спора о бытии бога. ++А.Ф.Кони, "Петербург. Воспоминания старожила."
|
NN 06.10.2003 18:31:07 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Нет-нет |
E-mail: naraz@tula.net
|
герои, жертвующие собой без оглядки на других - фигуры у Стругацких постоянные и неизменно осуждаемые. Никакой романтизации.
Самоощущения И. весьма различны - наиболее экзальтированные могут видеть себя и так; другим достаточно, чтобы идеальные фигуры И. - Пушкин там или ещё кто - были таким образом избавлены от заботы о себе. Но упрёки в эгоизме - с ссылкой на своё самозабвение - порождаются постоянно и в самых разнообразных ситуациях.
|
Crusoe 06.10.2003 18:21:22 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Стругацкие |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
были писателями и их Татьяны и Анны Каренины постоянно "удирали штуки" - кто замуж, кто под поезд... Но обойти сей печальный факт они не могли и это (судя по всему) их огорчало. Думаю, что И. видят себя в роли "святых людей" - они радеют за человечество, а человечество их кормит, как странствующих монахов с миской для подаяний. А кто не подаст - нехристь, ясное дело...
|
NN 06.10.2003 18:11:35 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: В этих историях |
E-mail: naraz@tula.net
|
я бы заметил ещё одну весьма характерную для И. черту.
Изображая личное бекскорыстие в "больших вопросах", И. склонны вытеснять на задворки сознания тот факт, что это их бескорыстие обеспечивается другими людьми, готовыми идти на уступки, жертвы и проч.; то есть существует некий идеал мира, в котором никто не заботится о себе, однако все заботятся о других, тем самым преодолевая нездоровое самозабвение такого устройства. Более того: тех, кто отказывается обеспечивать "бескорыстное служение" И., они часто упрекают в эгоизме и этической неполноценности...
|
Crusoe 06.10.2003 18:11:35 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: NN |
E-mail: crusoe@on-island.net
|
Интересно, что советские фантасты находили в этом принципе "разумной достаточности" панацею от одной из прорех коммунизма: как обойтись с нехваткой ресурсов и благ, если всем всё можно и доступно? Так и обходили: всем всё можно и доступно, но все берут скромно, в пределах разумного. А неразумных общество отторгало.
|
NN 06.10.2003 18:05:11 |
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
|
Тема: Ну что же |
E-mail: naraz@tula.net
|
видимо, образ работника, удовлетворяющегося тем, что ему необходимо, но не ищущего ничего сверх меры, вписывался в картину разумно устроенного мира. По такому образцу И. (более или менее искренне - другой вопрос) и строили своё существование.
|
|