ФОРУМ "ГОВОРИМ ПО-РУССКИ"

Архив форума (#3106)
23.05.2003 13:19 - 24.05.2003 14:06
Предыдущий | На главную страницу | Вниз | Следующий

Кстати Самаритянин
C праздником всех! Самаритянин
Дуб
фортификации Скрипс
Буквоедице Скрипс
Арнольду - католицизм и мова Скрипс
Crusoe. Вот из воспоминаний еще одного доктора филологических наук: Киевлянка
NN Crusoe
++ Та, кто пришла ++ Зануда
Crusoe NN
 
Самаритянин
24.05.2003 14:06
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Кстати
E-mail: samaritan@fromru.com

Что касается мультуры, то можно этим термином назвать область духовных ценностей (нишу) анимационного кино.


Самаритянин
24.05.2003 14:01
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: C праздником всех!
E-mail: samaritan@fromru.com

Сегодня День славянской письменности и культуры (-мультуры :) ).


Дуб
24.05.2003 11:36
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: 

Скрипсу.
+++ к концу XIX БЯ был заново кодифицирован +++
Если не трудно, поясните, пожалуйста, что это значит.
+++ признали БЯ за язык, а не местный диалект РЯ +++
Мне кажется, это был политический акт. А с т.зр. лингвистики как различаются диалекты и самостоятельные языки? Каковы объективные критерии (if any)?
+++ лет 15 назад в Минске на человека, разговаривающего в общественном транспорте по-белорусски, смотрели довольно странно.+++
Еще лет 30 (!) назад в Минске то и дело попадались группы явно интеллигентной молодежи, демонстративно разговаривающей на т.наз. "литературном белорусском". Смотрели на них по-разноиу, в зависимости от отношения к идее самоопределения наций. ГБ-исты - как на объект.
Между тем народ (и в Минске, и в глубинке) говорил по-русски, с бОльшим или меньшим вкраплением "белоруссизмов".

2 NN
+++ в Суздале они поют +++
Вы, конечно, знаете, что в старину Суздаль была женского рода (что, на мой взгляд, куда лучше идет этому городу). Не знаете ли, когда и почему произошло превращение?

Зануде.
"Та, которой не стало" - IMO, один из лучших детективов новой волны. Почти уверен, что Жапризо (к сожалению, мой экземпляр давно зачитали друзья).


Скрипс
23.05.2003 21:27
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: фортификации

Река Рона заперта крепостями при впадении в Женевское озеро (в Швейцарии) и выходе из него (во Франции, постройки начала XVII в.). Обе крепости сохраняли военное значение вплоть до Первой мировой войны.


Скрипс
23.05.2003 21:19
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Буквоедице

+++ Существует ли сейчас живой белорусский язык +++

Судя по форумам на www.tut.by, очень даже существует. Как в кириллице, так и в латинице. А лет 15 назад в Минске на человека, разговаривающего в общественном транспорте по-белорусски, смотрели довольно странно.


Скрипс
23.05.2003 21:06
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Арнольду - католицизм и мова

Г-н Crusoe назвал это "воздействием на мозжечок": в начале XIX века католицизм в Белоруссии был преимущественно распространён среди шляхты, а униатство - среди крестьян. Отмена унии отрывала первых, грамотных, от крестьянства. Процесс выталкивания белорусов-католиков "в поляки" продолжался и далее, поскольку русифицировать их было сложновато, другое дело - вновь обращенные в православие неграмотные селяне. Тем не менее всякое действие рождает противодействие (точно так же, как и принудительная полонизация древней Литвы в XVI в.), и к концу XIX БЯ был заново кодифицирован. Началось исследование "потерянного" в Речи
Посполитой БЯ лет за 100 до того в той же Польше, задолго до того, как в России признали БЯ за язык, а не местный диалект РЯ.

В СССР всё было устроено ещё проще - в 1920-х гг. при выдаче документов католиков "записывали" в поляки, удаляя таким образом эту досадную помеху братскому объединению народов. Далее следовали процессы "буржуазных националистов" и - в лучшем случае -
высылка на навязанную "историческую родину". Таким образом римская ересь была искоренена до нынешних 8-15%. Вот на таком фоне и происходили эксперименты с БЯ при советской власти.

А кого Вы имеете в виду под древлеправославными? В Белоруссии жило значительное количество староверов, бежавших туда из России, но в литературе XIX в. утверждается, что это - русские, которые живут обособленно от местного населения и существенно отличаются по укладу жизни и культуре от белорусов.


Киевлянка
23.05.2003 19:17
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Crusoe. Вот из воспоминаний еще одного доктора филологических наук:

<< А для мальчишек любимая игра -- бабки. Весной мы жадно следили, как тает снег, как появляются на бугорках первые проталинки. И вот когда немножко просохнет такой бугорок (пусть кругом еще снег), можно играть в бабки. Играющие ставят на этом бугорке в ряд свои бабки (косточки из ноги животных длиной сантиметров восемь) и по очереди бьют в этот ряд панкум -- более крупной бабкой, внутрь которой заливали обычно свинец, для увесистости. Выбитые бабки -- твои. Какая была радость, когда от твоего сильного удара бабки брызгали в разные стороны! Бабки можно было обменивать, продавать, они были у нас "твердой валютой".>>
Владимир Санников <<Картинки моего детства>>



Crusoe
23.05.2003 14:28
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: NN

Ну что Вы! В 17-м веке стены отнюдь не устарели. Пробивать-то их пробивали, но это был мучительный процесс. Для осад использовались специальные осадные пушки (гаубицы стали популярны с 18-го века). Обычная осадная пушка 17-го века: калибр 150 мм, длина ствола - около 4 метров, вес - до 5 тонн, что близко к пределу гужевой тяги. Дистанция стрельбы: 150-300 м. Так вот: это чудище (и желательно не одно) надо доставить по грунтовым дорогам на конной тяге, установить, провести земляные работы, пристрелять, окопать и охранять, так как зона 150-300 м. до крепости прекрасно простреливается и при вылазке осадный мастодонт может быть приведён в негодность: 5 тонн чугуна быстро в тыл не перебросишь. Вспомните "Потоп" Сенкевича, как Кмициц спас осаждённый Ясногорский монастырь подрывом одной такой пушки (1657 год). Темп стрельбы осадного орудия был очень невысок.
Пока везут, окапывают, палят, штурмуют (а осаждённые-то чинят!) - армия стоит, охраняя осадный парк и ожидая штурма. Что и требуется от крепости: сковывать силы неприятеля.


Зануда
23.05.2003 14:22
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: ++ Та, кто пришла ++
E-mail: оbt@spsmоsсоw.ru(лат)


"Та, которой не стало" - переводное название детектива, ни автора, ни содержания не помню.
:)


NN
23.05.2003 13:19
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Crusoe

1. "Да" - к делу там относятся только значения 8, 9, 10, причем значение 9 - и не толкование даже, а так, сплошная неопределенность.

2. О хоре - в Суздале они поют в Спасо-Евфимиевском монастыре. Правда, там у них "демо"-версия - минут по пять. Но звучит и вправду куда как сильнее.
Кстати, не поделитесь ли соображениями: монастырь этот в XVII веке обнесли мощнейшими стенами, однако именно к этому времени военный смысл подобные сооружения потеряли - артиллерия расшибала кирпичные стены. Так зачем? Или опасались врагов внутренних?

3. Те, кто/которые
Если говорить о древности, то более вероятно, что старше как раз вариант "те, кто" - здесь союзное слово не специализировано для прид. определительных. Отсутствие подобных примеров в XIX веке может указывать не столько на новизну конструкции, сколько на более строгие правила, разделяющие литературный и разговорный (часто куда лучше сохраняющий архаизмы) язык.
Одно из отличий: "который" согласуется со словом, к которому отсылает, в роде и числе, а "кто" имеет собственные значения этих признаков (м.р. ед. ч.). Число, правда, может игнорироваться ("Те, кто пришли"), а вот род - нет ("*Та, кто прищла"). Поэтому конструкция с "который" гибче, "правильнее". Зато конструкция с "кто" короче и энергичнее.


Предыдущий | На главную страницу | Наверх | Следующий

Яndex
Google

TopList










Оформление (C) Арнольд