ФОРУМ "ГОВОРИМ ПО-РУССКИ"

Архив форума (#936)
22.09.2001 20:49 - 23.09.2001 01:32
Предыдущий | На главную страницу | Вниз | Следующий

Носителю, Дм. Самойлову, Буквоедице Kuzdra
Исчо про поэтику, причом исчо длиньше :( Марфуша
"Гоношиться" Мелех
Носителю и Дм.Самойлову. Буквоедица
Буквоедице (все тот же оффтопик) Кэт
Носителю Дмитрий Самойлов
Зануцде Атяпа
О стихосложении. Буквоедица
Марфуше - спасибо большое. Алексей Памятных
Никак зайти не могут Носитель
 
Kuzdra
23.09.2001 01:32
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Носителю, Дм. Самойлову, Буквоедице
E-mail: vieras@mail.ru

Насчет "заходЯт" - я с вами!


Марфуша
23.09.2001 00:30
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Исчо про поэтику, причом исчо длиньше :(

Я не смогла сразу ответить на "простенький" вопрос Буквоедицы, пришлось мне пыль веков от старых учебников отряхнуть.

О доле - в конце постинга, по соображениям дидактики :).

Мора (лат. mora - "промедление, задержка") - единица длительности, принятая в
латинской теории версификации. Мору обычно обозначают лункой, выпуклой вниз, но у меня на клавиатуре ее нет, и я буду обозначать мору знаком 0.
Мора не имеет абсолютного смысла, но только относительный. Так, считалось, что краткий слог (обозначу К) содержит одну мору: К=0, а долгий (Д) - две: Д=00. Сколько миллисекунд реально длилась одна мора, зависело от чтеца, но соотношения он должен был соблюдать неукоснительно, иначе стих - как его понимали греки и римляне - развалился бы. Точно так же длительность такта или целой доли в музыке относительна и выбирается исполнителем, но соотношения, указанные композитором, соблюдаются. Иначе это уже будет вариация или что-то в этом роде.
Стопа (pes) - определенная, заранее заданная последовательность кратких и долгих слогов. Типы стоп различаются как общим количеством мор, так и числом и местоположением долгих слогов. Например:
трехморные стопы
трохей (trochaeus) ДК = 000
ямб (iambus) КД = 000

четырехморные стопы
дактиль (dactylus) ДКК = 0000
анапест (anapaestus) ККД = 0000
и т.д.

Стихотворный размер определяется типом стопы и количеством стоп в стихе (по обывательски - в строке). Так, дактилический гекзаметр (иначе - героический стих) состоит из шести дактилей:

Пой, о богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гибельный гнев, причинивший ахейцам страданья без счета...
(перев. Н.Минского).

Поскольку в русском нет длинных слогов, их передают ударными, но это не всегда удается, и иногда возникает чисто ритмическое, "лишнее", ударение или, наоборот, затушевывается реальное ударение.

Рифма - выдумка поэзии нового времени. В античной она использовалась крайне редко и только для создания комического эффекта. Типы стихов нового времени различаются еще и видами рифмовки (мужская, женская, смежная, перекрестная и т.д.)

Строфа - определенная последовательность стихов разного размера и (в новоязычной поэзии) рифмовки. Онегинская строфа разобрана в тысячах работ, но я ни одной у себя не нашла :(( А сама разобрать сейчас не в силах.

Далеко не всякая стопа благозвучна, а древние, повидимому, были в этом плане еще чувствительнее, поэтому признавали лишь строго определенные стопы, и новые воспринимали с большим трудом. То же можно сказать о размерах и строфах. Гораций считал, что он воздвиг себе нерукотворный памятник тем, что ввел в практику римской версификации некоторые типы греческого стиха. А потом кто только не утверждал, что воздвиг себе такое же сооружение, и какого только содержания в это не вкладывали!
В новое время стали выдумывать новые типы стоп, стихов и строф (гениальным метристом-новатором был, например, Эдгар По), пока не докатились до полного верлибра и вообще до черт знает чего (графитти - еще не последний пункт на этом пути, теперь уже есть анимированные графитти, и цвето-свето-звуковые, а на очереди запахи и не знаю что еще).

Между тем классическая метрика - отнюдь не единственный способ построения ритмизованной речи, т.е. стихов в широком смысле слова. В некоторых системах ведется счет всех - ударных и безударных - слогов (силлабический стих); таков, например, стих французский или - с некоторой натяжкой - японский (на самом деле в японской поэзии все намного сложнее), в других - ритмической единицей является знгачимое выражение. Такова русская былина или некоторые стихи Пушкина, сделанные а ля фольк (и гениально сделанные). Пример из "Сказки о рыбаке и рыбке":

В дорогой / собольей / душегрейке,
Парчевая / на маковке / кичка,
Жемчуги / окружили / шею,
На руках / золотые / перстни,
На ногах / красные / сапожки.

Ритмическая единица такого (а в широком смысле - любого) типа называется в теории стихосложения ДОЛЕЙ. Приведенный пример из "Сказки" - трехдольный стих, а героический гекзаметр можно назвать шестидольником - по числу стоп в стихе, а можно и двадцатичетырехдольником - по числу мор, но последнего названия никто никогда не употребляет.

Сказанным далеко не исчерпывается теория версификации, разработанная за 2.5 тысячи лет до тончайших нюансов. Но ни у меня, ни у вас больше нет сил, не правда ли? Я думаю, что сейчас ни один профессиональный поэт не знает этой теории, хотя когда-то считалось, что ее обязан знать всякий рыцарь - наравне с фехтованьем, арифметикой, музыкой, геральдикой и еще какими-то двумя искусствами. Времена меняются, и мы... ну, дальше вы знаете.

==================================

Перосонально Зануде.

А может, не стоит ждать, пока внучка спросит, а рассказать ей по собственной инициативе в подходящий момент? Я вот дочке рассказала, коротенько - еще в первых классах, а поподробнее - когда она в пубертантном периоде заинтересовалась поэзией и попыталась сочинять сама. В результате поэтом она, слава Аллаху, не стала, но поэзию любит и понимает.
Ну вот, пришлось-таки сознаться, что не такая уж я малолетка :((.








Мелех
22.09.2001 23:13
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: "Гоношиться"

"Глагол пишется "гоношиться": не гоношись! (= не выпендривайся, не задирайся, не выступай, [не з...пайся - это уже мужской сленг]).
Этимолог из меня "ещё меньше, чем никакой" (Стругацкие) - передоверяю более знающим.
А ганаш-то лошадиный - это что за глюковина?"
- Мне кажется, что глагол "гоношиться", распространенный в Питере, и почти неизвестный в Москве, происходит от слово гонор. Тот же ареал, похожее употребление:
"А гонору-то, гонору сколько! Ишь ты, герой."
"Ты не гоношись, видали мы таких, не испугал!"


Буквоедица
22.09.2001 23:07
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Носителю и Дм.Самойлову.
E-mail: edelkind@mtu-net.ru

Я тоже. Кажется. Надо разобраться.


Кэт
22.09.2001 22:47
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Буквоедице (все тот же оффтопик)

Спасибо за чУдные рекомендации; вот только с собакой, кроме меня, погулять сейчас некому, равно как и кофе с пирожными могу попросить принести только Леську (как назло, все по дачам, сезон закрывают, самые близкие в т.ч.). А ортофен никогда пить не буду и никому не посоветую: у моей приятельницы через эту таблетку кто-то на тот свет отправился - язва открылась, ну, и т.д. и т.п. Вообще, уже полегче стало, надеюсь, "само отвалится". А конференция ... ну, машину возьму... Что мы, бедные, что ли; долгов мало? :)))


Дмитрий Самойлов
22.09.2001 22:29
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Носителю
E-mail: samoilov@practica.ru

Я тоже


Атяпа
22.09.2001 22:23
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Зануцде
E-mail: shpol@mail.ru

А если не станет?...


Буквоедица
22.09.2001 22:17
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: О стихосложении.
E-mail: edelkind@mtu-net.ru



Алексей Памятных
22.09.2001 22:09
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Марфуше - спасибо большое.
E-mail: alosha@astro.univie.ac.at

Марфуша, обалдел (в восклицательном смысле) от Вашего разъяснения,
как надо читать Тютчева.


Носитель
22.09.2001 20:49
Наверх | Предыдущее сообщение | Следующее сообщение | Вниз
Тема: Никак зайти не могут

А я прочитал "заходЯт".
Я один такой ненормальный? ))


Предыдущий | На главную страницу | Наверх | Следующий

Яndex
Google

TopList










Оформление (C) Арнольд